Образование в будущей России |
![]() |
Программы - Конференция | |||
Добавил(а) o_Serafim | |||
А.Б.Ефимов
Образование в будущей России.
Традиционно в России высоко ценилось и высоко ставилось образование. Приняв от Византии Православие и великую византийскую культуру, российские народы получили возможность приобщиться к высокому православному византийскому образованию. Это образование быстро распространялось по городам, и уже в домонгольский и ранее монгольский периоды, например в Новгороде, грамотных людей было около половины, и образование также как и культура, церковное и не только церковное искусство достигали уровня византийский шедевров. За ними тянулась и стремилась культура средних классов и простонародья. Все строительство (государственное, хозяйственной, семейное) и вся жизнь народа укоренялись в Православии и вырастали в великую национальную культуру, объединявшую различные племена, и собственно сделавшие их единым российским народом.
Так было в течение всей тысячелетней истории России. Каждый русский человек воспитывал себя по образу и подобию Божию на примерах тех святых и праведников, без которых не стояли и не стоят не один город, ни одно государство, ни одно село. Учение народов находилось вначале в руках духовенства и Церкви, наиболее образованные люди, как правило, принадлежали монашеству. История Российского народа и Российского государства с первых веков его жизни до ХХ века богато, прежде всего, борьбой за выживание не на жизнь, а на смерть, тяжелыми кризисами, периодами смутных времен, разорения и воссоздания государственности, культуры и образования. Особенно эти смутные периоды были губительны для образования и связаны они, как правило, с отказом народа или его правящей образованной элитой от верности Богу и Церкви. Несмотря на это, в дореволюционной России ХХ века образование, наука и искусство (культура серебряного века) находились на высоком уровне, не уступая европейскому и американскому образованию и культуре. Это относится и к государственности, и государственному строительству, и к наукам, как гуманитарным, так и естественным и техническим, и к искусству (литература, живопись, архитектура). Именно этим определяется взлет российской экономики, промышленности и надежды выйти на первое место в мире по промышленности и экономики перед революцией. От достижений в области науки, культуры и образования отставало духовно-нравственное и культурное воспитание народа практически во всех его сословиях. Можно назвать ряд причин этого, а главное, может быть, - недостаток в жизни и образовании его духовного сословия и отдаленность духовного сословия от других более образованных сословий, классов и общества. В результате, в годы великих соблазнов и искушений, русский народ не устоял в единстве, цельности, целомудрии и пошел по пути подмен, развращений и разврата. Однако в душе каждого русского человека скучные, обманчивые и развратные песни земли не могли заглушить до конца звуки Небес и звуки совести. В советское время все советское строительство, в том числе строительство новой системы образования без Бога, имело все же идеальных характер и строилось, по крайней мере на словах, на почти христианских заповедях. В результате, была построена система образования, основанная на высоком и жертвенном отношении к человеку, к миру, к наукам. Малая закваска православных христиан, чудом сохранившаяся в системе наук и образования, охраняла (в определенной мере) систему образования и науки от пошлости, цинизма и др. К перестройке Россия пришла как «страна образованных людей» (академик Садовничий, ректор МГУ), не уступающей в области образования Европе и Америке не только в естественных наука, но, как ни странно, даже в некоторых гуманитарных науках. Перестройка характеризуется глобальным разрушением не только всех отраслей промышленности и всех отраслей хозяйства, но и системы образования, здравоохранения и т.д. Система среднего образования, прежде всего, почти 70 тыс. средних школ, за редким исключением, находятся в жалком состоянии и продолжают дальше разрушаться. Может быть, уместно привести пример из истории Римской империи, когда варвары захватили Италию и разорили Рим, то на большинстве границ империи остались римские легионы, охранявшие империю. И до тех пор, пока, без поддержки из Рима они держались (примерно 10 лет), империя еще жила. Когда же они покинули свои рубежи, империя окончательно пала. Наши учителя уже более 10 лет, почти без поддержки, стоят на жизненных рубежах России и русского народа. Они выдержали уже несколько губительных реформ российского образования, работали и работают почти бесплатно, и как-то еще держатся. Еще не поздно начать возрождение России с воссоздания системы нашего образования. Для каждого сегодня ясно, что все беды и трудности катастрофических лет перестройки связаны с глубоким духовно-нравственным кризисом, охватившим все наше общество. И возрождение России, ее экономики, государственности и культуры невозможно без начала преодоления этого главного кризиса. Для духовного возрождения уже имеются некоторые предпосылки. На фоне невиданного в истории России развращения народа, роста преступности, духа потребительства, насилия, разврата, воссоздается повсеместно Православная Церковь, с ее приходами, храмами, воскресными школами, с участием во всех сторонах жизни народа. Только этот рост Церкви дает надежду на объединение и воссоздание России. Это понимают силы, стремящиеся не допустить консолидации русского народа и разорвать народ на сотни группировок по политическим и религиозным признакам. Уже около 15 лет идет организованная, систематическая поддержка сотен религиозных течений и сект, разрывающий народ и калечащий души миллионов российских граждан. Речь идет об организационной (в том числе через российскую администрацию) и финансовой (около 1 млрд долларов в год) поддержках этих течений. Итак, единая, цельная и образованная Россия возможно только на основе Православия и великой православной культуры. Опыт многонациональной Российской империи говорит о том, что крепкая государственность и крепкий союз российских народов возможны на базе православного русского народа и православного отношения к иным народам и этническим группам. Воссоздание российского народа, российской культуры, российской государственности возможно еще сегодня на основе возрождения нашего образования, которое немыслимо без обретения духовных и культурных, своих православных корней. Это возрождение требует объединения всех здоровых сил народа уже сейчас. Что же такое возрождение нашего образования? Образование имеет две неразрывные части: обучение и воспитание. Обучение таким мировоззренческим дисциплинам, как литература, история, экология, право, экономика и другим невозможно без той или иной точки зрения, того или иного мировосприятия и, в конце концов, определяется духовными корнями и духовной культуры учителя и передаваемого учения. Тем более, что воспитание несет не только содержание того или иного духовно-нравственного учения, но и не в меньшей мере облик самого учителя, носителя этого нравственного и духовного учения. Каковы будут учителя, таков будет и народ. Какую духовность несут эти учителя, в той духовности и укореняется народ. И не только учащиеся, но, как показывает опыт, часто родители и семьи учащихся. Таким образом, будущее России, ее облик, ее народ, а затем ее государственность и экономика определяются системой образования и педагогами. С глубочайшим духовно-нравственным кризисом всего народа ни сами педагоги, ни тем более обучающиеся и их семьи без Церкви, православной веры и великой православной культуры не справятся. Таким образом, сейчас решается быть или не быть русскому народу, русской государственности, России. Спасение наших учителей, детей, внуков, нашей молодёжи может и должно стать сегодня главной нашей задачей, иначе будет поздно.
|