Бегство в Египет |
![]() |
Новости - События Вселенской Церкви | ||||||||||
"Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги во Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Евангелие от Матфея) Этот евангельский сюжет нашел широкое отражение в искусстве, и прежде всего — в своеобразных иконах и мозаиках древней Конской Церкви. Это вполне понятно: именно сюда, на землю, где обитали исконные жители Египта — копты, пришло Святое семейство — Иосиф, Лева Мария и Младенец Иисус. Конские иконы сразу узнаваемы по ярким особенностям живописной манеры, характерному изображению персонажей. Сюжет египетского путешествия Святого семейства был очень популярен в средневековой западной церковной и светской живописи. Не обошли его вниманием и русские иконописцы. Обратимся к коптским преданиям, в которых наиболее полно рассказано об этом событии Священной истории. Вхождение в Египет. Современная коптская икона
В день 24-й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по григорианскому календарю, древняя Коптская Церковь празднует вхождение Иисуса Христа в землю Египетскую. В этот день во всех церквах Египта звучат слова патриарха Феофила: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, Существовавший до света всех веков». «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод .хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:«Из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. По смерти же Ирода — се Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву» (Мф. 2, 13 - 21). Так описывает Евангелие от Матфея бегство Святого семейства в Египет. Коптская Церковь придает первостепенное значение этим евангельским событиям, полагая их определяющими в судьбе Египта и египетского православия. Речения пророков о богоизбранности земли Египетской, давшей приют Марии с Младенцем Христом и Иосифу, находят подтверждение в словах Евангелия и многочисленных коптских преданиях и легендах.
Согласно официально принятой Коптской Церковью версии, автором первого подробного свидетельства о скитаниях Святого семейства по Египту является патриарх Александрийский Феофил (385--412 гг.). По преданию, Феофилу, угодному Богу благодаря длительным постам и усердным молитвам, было откровение: к нему явилась Богородица и поведала о Своем путешествии по земле Египетской, велев записать все, что он видел и слышал. Эта легенда вошла в коптский Синаксарий - аналог житийной литературы. Различные ее версии, передаваясь верующими из поколения в поколение, изменялись и дополнялись, пока не приобрели тот вид, который имеют и сейчас. Верующие окружают места, связанные с пребыванием Святого семейства, особым вниманием, заботой, глубоко почитают собранные там святыни. Историческая подоплека легендарных событий вызывает большие сомнения у историков, однако для христиан это вопрос веры, поэтому многочисленные паломники вновь и вновь отправляются в путь по следам Святого семейства в глубь вековой египетской пустыни. Последуем за ними и мы. Фрагмент иконы Иоханна эль-Армани и Ибрагима Насеха. XVIII в. Церковь Богоматери «Эль-Муллака». Старый Каир Из Вифлеема, спасаясь от преследований Ирода, Мария с Младенцем, Иосиф и, некоторым версиям Саломея, служанка и повивальная бабка, помогавшая рождению Христа, преодолев Синайский полуостров, остановились в Фараме (Пелузиум) крупном морском порте на пути в Египет. Это была последняя остановка после трудного пути через пустыню. Впереди путников ждал Египет Первым местом на египетской земле, куда ступила нога Младенца Иисуса, был город Телль-Баста (древний Бубастис), расположенный неподалеку от Заказика, столицы провинции Шаркин в Восточной Дельте, в 100 километрах к северо-востоку от Каира. Бубастис - один из древнейших египетских городов, центр почитания богини Бастет в облике кошки, отождествленной греками с Афродитой. По легенде, остановившись отдохнуть у городской окраины, Богоматерь попросила испить воды у стоящего на дороге прохожего, но в ответ лишь услышала смех. Тогда Иисус очертил на земле круг, и в этом месте забил источник, который в древности считался целебным для всех, за исключением негостеприимных жителей города. Покинув враждебный Бубастис, Святое семейство проследовало на северо-восток в город Бильбейс, один из центров современной Шаркии, в 55 километрах от Каира, где они отдыхали в тени большого дерева, получившего впоследствии название «Дерево Богоматери».
Во дворе церкви Святого Абановия (Абануба) стоит большая гранитная чаша, в которой, по преданию, Богоматерь творила тесто. Показывают там и источник, освященный Младенцем Христом. Далее путь их лежал на северо-запад. Они прошли множество городов нынешних провинций Гарбия и Кафр эш-Шеих. На территории провинции Кафр эш-Шейх расположен небольшой город, коптское название которого звучит как Пикха Иисус и означает «нога Иисуса». По преданию, город получил свое имя благодаря отпечатку ноги на камне, оставленному ребенком Иисусом. Современное название этого города Сакха. Несколько лет назад верующие обнаружили известняковую плиту, на которой, как они полагают, сохранился тот самый отпечаток ноги Иисуса. Считается, что реликвия долгое время была утеряна, но чудом ее удалось разыскать. Потом Святое семейство отправилось на юг, в западную часть Дельты. Они побывали в Вади-Натруне (долина Натрун), и Иисус благословил это место, в котором в настоящее время расположено несколько почитаемых коптских монастырей. В странствиях на юг Святое семейство снова пересекает Нил и оказывается в пригородах современного Каира — Матарии и Айн-Шамсе; в древности там находилась одна из древнейших столиц Египта — Гелиополь (библейский Он). Это небольшое местечко весьма почитаемо в Коптской Церкви. С пребыванием Святого семейства в Матарии связано много преданий и легенд. Согласно одной из них, Мария с Младенцем и старцем Иосифом после долгого и утомительного путешествия по практически безлюдной Чудесным образом Дева с Иисусом были подняты в воздух и спрятаны в ветвях. Рассказывают также, что ветви дерева сокрыли Святое семейство от глаз солдат Ирода. Это дерево просуществовало до 1656 года. Оно было настолько старым и сухим, что упало, и францисканские монахи собрали несколько его ветвей и посадили их. Однако и вновь посаженное дерево не прожило долго. В настоящее время на этом месте растет уже другое дерево, которое также называется «Деревом Богоматери». В Матарии существует и целебный источник, который, по преданию, был сотворен Иисусом. Арабский историк Таки эль-Дин-эль-Маркизи в 1441 году отмечал, что в том месте, где нашло приют Святое семейство, был источник, в котором Мария стирала одежду Иисуса. Там, куда она выливала воду, выросло чудесное дерево, источающее бальзам. Христиане умываются им и исцеляются. Он утверждал также, что этот бальзам подносился в качестве подарка христианским правителям Эфиопии, Греции и Франции. И в наши дни экстракты из чудесного дерева используются для приготовления лекарств. Богоматерь с Младенцем и Иосиф продолжали путь на юг Египта. Погрузившись на парусник в районе Маади, путники отправились вверх по течению великой реки. В наши дни на месте древней пристани, откуда, по преданию, отчалил корабль с гонимыми странниками, стоит церковь Богородицы «Аль-Адавия», что в переводе с арабского означает «[Стоящая] на переправе». Каменная лестница, по которой Святое семейство спускалось к Нилу, сохранилась по сей день. Лестница эта считается священной, и подойти к ней можно только со стороны церковного двора
Путники причалили у местечка Ишнин ан-Нассара в округе Магага. Сейчас здесь находится церковь Святого Георгия. Местная устная традиция сообщает, что воды расположенного возле неё колодца благословил Иисус, когда Святое семейство проходило него, направляясь в ближайшую деревушку, на ее месте впоследствии был воздвигнут монастырь Аль-Ганус и церковь Богородицы. У западной стены церкви есть колодец, из которого испило воды Святое семейство. Каждым год 21 и 22 августа на этом месте собираются тысячи паломников, чтобы набрать из священного водоёма. Существует поверье, согласно которому во время праздника бесчисленные в Египте насекомые-паразиты не причиняют вреда паломникам и дети даже могут играть со скорпионами. Пройдя вверх по течению еще около 10 километров, путники нашли приют в древнем городе Оксиринхе (современный эль-Бахнасса). Этот город очень известен в ранней истории египетского христианства. Некоторое время в нём даже располагался патриарший престол. Вблизи древнего Кинополя окончился долгий путь лодки с уставшими путниками. Они сошли на берег возле современной деревушки эль-Кейс, где стоит сейчас монастырь Богородицы. Над пещерой, в которой Святое семейство провело несколько дней, высится церковь Богородицы. Одно из названий этой скалистой местности — Габаль эль-Кафф («Гора руки»). Легенда гласит, что когда Святое семейство подошло к горе, огромный камень был готов сорваться с нее и задавить Младенца. Но Иисус подставил Свою руку и не дал обрушиться скале. На камне же остался отпечаток Его руки. Святое семейство продолжало далее свой долгий путь на юг. Лодка, в которой находился Младенец Иисус, прошла мимо высокой египетской акации. Дерево молитвенно склонило своё роскошное зелёное одеяние пред царственным Младенцем, за что и было прозвано аль-Абед, что значит «Поклоняющаяся». Святое семейство переправилось на западный берег Нила и направилось в город эль-Ашмунейн (Гермополис Магна), а потом в Дайрут аль-Шариф (греческий Филес). В деревне Каскам (современная эль-Кусия) при приближении Святого семейства пали идолы, статуи древних богов, что весьма разгневало местных жителей, прогнавших незнакомцев, посягнувших на их веру. И вскоре город этот был разрушен неизвестно откуда взявшимися врагами. Верующие считают это Ещё одну остановку Святое семейство сделало всего в шести километрах к востоку от Каскама, в селении Мейр. Здесь жители оказали им сердечный прием, и Иисус благословил город. В этой местности в одном гроте Святое семейство, по преданиям, провело шесть месяцев. Согласно другой версии, Иосиф построил здесь хижину из необожженного кирпича, покрыл ее крышей из пальмовых листьев, и семейство провело в ней три года, шесть месяцев и 10 дней. Ещё в древности на этом святом месте у западного подножия горы Каскам был построен один из крупнейших в Египте монастырей — Дейр эль-Мухаррак. Над гротом возвышается храм Богоматери, его алтарь представляет собой камень, на котором любил сидеть Иисус. Этот храм считается первым христианским храмом, возведённым в Египте. Монастырь эль-Мухаррак копты называют вторым Вифлеемом: именно на том самом месте, где позднее был построен монастырь, исполнилось пророчество Исайи: «И в тот день жертвенник Господу будет построен посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов её. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской; потому что они воззовут ко Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и египтяне в тот день познают Господа, и принесут жертву и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19,19—21). Гору, упоминаемую в пророчестве, коптские богословы отождествляют с Габаль Каскам («Горой Каскам»), расположенной действительно «посреди земли Египетской», в её географическом центре. На обратном пути Святое семейство посетило город Ликополь, расположенный в 10 километрах юго-западнее Асьюта. Паломники со всего Египта съезжаются в это место, где, по одному из поверий, в древней, вырубленной в скалах гробнице Святое семейство провело несколько дней. Из Асьюта путники повернули назад, вновь оказавшись после длительного путешествия в районе современного Старого Каира, где скрывались в гроте, расположенном в районе города Вавилон. По пути в Палестину Святое семейство посетило город Мостород (эль-Мехма), в трёх километрах от Матарии. По традиции, именно здесь Иисус сотворил источник, сохранившийся и поныне. После этого путники через Телль эль-Яхудийю прошли тем же путем, которым следовали в Египет, и благополучно достигли Палестины.
Журнал «Наука и религия» № 10 за 2009г.
|