Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 10 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

5
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4340
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 855208

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Мероприятия, направленные на просветительскую деятельность, учебные образовательные и программы, катехизитарские беседы



Студент PDF
Программы - Конференция
Добавил(а) o_Serafim   
26.03.20 13:40
Религиозно-нравственный смысл рассказа А.П. Чехова "Студент". 

Рассказ "Студент" был опубликован в 1894 г.

Заканчивался век, на развитие которого огромное влияние оказало освоение идей Великой французской революции. Развитие литературы и искусства нового рубежа веков проходит под могучим воздействием ожидания, а затем свершения первой русской революции. Русской Православной Церкви, как государство-образующей религии, была объявлена негласная война. В самом обществе и на страницах печати преобладала критика духовного сословия. Высказывания в защиту духовенства однозначно воспринимались как тенденциозные, написанные по указу сверху. Священно- и церковнослужители, являясь наравне с дворянами самым грамотным и читающим сословием, вынуждены были постоянно читать о себе весьма нелицеприятные вещи. Видимо, это наносило психологическую травму, особенно молодым священникам, и убивало во многих из них желание приносить пользу народу. Духовенство формировалось в особой среде, при этом едва ли не решающее влияние на формирование личности священнослужителя оказывала не семья, а духовная школа. В 8 – 9 лет мальчик уезжал от родителей в город для обучения в духовном училище, а затем в семинарии. На долгих десять лет он оказывался без родительского внимания и опеки. Именно в духовной школе формировался православный священнослужитель, в то время как дети из иных сословий могли постоянно учиться будущей социальной роли, наблюдая за жизнью и работой своих родителей. Отсутствие опытных воспитателей, которые могли бы помочь семинаристам организовать досуг соответственно религиозному образу жизни, приводило к весьма плачевным последствиям. В свободное от учебы время семинаристы фактически были предоставлены сами себе. Духовная школа хорошо знакомила с теневыми сторонами человеческой натуры, при этом слабо готовила к исполнению пастырских обязанностей. Именно в бурсе будущие священники знакомились с запрещенной литературой и социалистическими идеями. Каждый год из российских духовных семинарий исключали неблагонадежных семинаристов, многие из них становились революционерами. Другие семинаристы уходили сами. Процент выходцев из духовного сословия в среде революционеров был непропорционально велик. Герой рассказа "Студент" еще не революционер, но уже потерял веру – в Страстную Пятницу он не на службе в храме, а развлекается на охоте в лесу.

Чехов лаконичен. Сюжет прост. Молодой человек возвращается  вечером домой, встречает двух женщин и после короткого обращения к ним идет дальше. Но эта лаконичность повествования раскрывает глубокие пласты осмысления того, как же начальная мрачность рассказа меняется светлой тональностью радости бытия. Необходимо более детальное рассмотрение уже первых предложений рассказа.

Итак, несмотря на  усталость, тьму вокруг и леденящий холод, Иван не желает возвращаться домой, где остались его  родители, босая мать и немощный отец. Он размышляет о беспросветности своего существования, что "такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше". И вот юноша подходит к костру на своем пути и неожиданно для себя, ибо совсем не это занимало его мысли, начинает вдруг говорить о том, что  точно так же  грелся Петр почти две тысячи  лет назад, когда отрекся от Христа. Реакция простых женщин на неоднократно слышимый ими рассказ поразила его. "Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль".

Иван задумался над тем, что же такого правдивого было в его словах отчего они смотрели на него с таким сопереживанием и  болью. И вдруг понял всю глубину своего отречения от Христа – именно в Страстную Пятницу, когда совершается одна из самых главных церковных служб — чин Погребения Плащаницы, он идет с охоты! В то время как верные ученики Христа не оставляют Его, а весь этот трудный день проводят в Храме. Особенность Церковных служб Страстной  Пятницы заключаются в том что начинаются они с Великого Четверга и воспоминания о Тайной Вечере; чтения Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении под Великую Пятницу и продолжаются утром в Великую Пятницучтение Царских Часов; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения Святой Плащаницы; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. Юноша посмотрел на себя глазами простых женщин, которые знали его с детства и потому восприняли его рассказ как исповедь. Конечно, они помнят его мечты послужить Богу и Церкви и эта надежда позволила успешно закончить семинарию, дав возможность ему, сыну бедного дьячка, стать студентом Духовной академии. И это  новое понимание себя, когда кто-то видит параллели с ним и апостолом,  возродили в  нем новое осмысление своего пути, воскресили старые обеты.

Теперь пред ним предстала другая связь времен
"
Радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".

Таким мне видится религиозно-нравственный смысл рассказа А.П. Чехова.

И весьма оригинально и нетипично его раскрытие  популярной темы студенчества в произведениях русской прозы 1890-х годов.

По воспоминаниям близких А.П.Чехова "Студент" был его любимым рассказом,  и когда говорили о том, что творчество его безотрадно, он удивлялся «А какой я нытик? Какой я "хмурый человек"? Какая я "холодная кровь", как называют меня критики? Какой я "пессимист"? Ведь из моих вещей самый мой любимый рассказ "Студент" [1]

Список использованной литературы

  1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений.: В 18 т. Т. 8. - М., 1985. - С. 507

 

Серафим, игумен (Скипин В.Н.). Религиозно-нравственный смысл рассказа А.П. Чехова "Студент". // Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы науч.-практ. конф. : к 65-летию образования Сахалин. обл., 24–25 мая 2012 г. / науч. ред. А. А. Василевский ; сост. А. Ю. Делова. – Южно-Сахалинск, 2012. – С70-74. – 176 с.

 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 7
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de