Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 14 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

11
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4338
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 853901

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Священники Сахалина 2ч PDF
История Сахалина - Миссионеры
Добавил(а) o_Serafim   
06.07.10 17:44


СЕВЕРНЫЙ САХАЛИН
(бывший 12-ый участок Камчатской епархии) с 1900г - 8-ое благочиние Владивостокской епархии


Тымовский округ

с. Дербинское (ныне пгт Тымовское)

7

построена в 1892г., освящена 25 июля 1893г

церковь тюремная в честь Св. пророка Божия Илии

1891 – 1903

Попов-Какоулин Николай Семенович, священник,

на Сахалине с 1891 по 1903 г.

 

В декабре 1894 г. начальник острова Сахалина отправляет приамурскому генерал-губернатору представление, касаю­щееся Н.С. Попова-Какоулина: "Некоторые из священников вверенного мне острова частью по собственной инициативе, частью по инициативе духовного начальства предпринимают более или менее отдаленные поез­дки по стойбищам крещеных инородцев с целью совершения среди них
христианских треб. Польза от таких поездок при отсутствии на острове миссионеров ... не может подлежать сомнению. В 1893 г. две подобные Поездки священника Дербинской церкви Попова-Какоулина дали в результате крещение 54 младенцев и двух взрослых инородцев, совершение 11 браков, отпевание 6 умерших и приобщение Святых тайн, не считая детей, 193-х чел. Учащение таких объездов духовными лицами мало известной внутренней части острова помимо прямой религиозно-нравствен­ной пользы... могло бы оказаться впоследствии крайне полезным и в эт­нографическом отношении. На духовных лиц могла бы быть возложена обязанность собирать статистические сведения, которые относительно Инородцев и по сие время крайне бедны, а в некоторых случаях прямо гадательны. Все изложенное, однако, возможно лишь в том случае, если тюремное ведомство будет возмещать духовным лицам хотя бы часть ложащихся на их частные средства расходов при осуществлении подоб­ных объездов. Трудности и расходы сопряженные с поездками внутри острова видны из нижеследующего маршрута упомянутого священника Попова-Какоулина. Первая его поездка из с. Дербинского в Тымовский округ до п. Тихменевского и обратно в январе 1893 г. совершена была: «До Онора на тюремных лошадях. Дальше, за неимением торной дороги, пришлось нанимать на собственные средства пять инородческих нарт, Вторая поездка летом того же года была совершена по р. Тыми в тюремной лодке. В 30 верстах от устья р. Тыми пришлось лодку оставить и совершить дальнейшее путешествие к Набильскому заливу пешком, с перевозкой тяжестей на наемных оленях и с наемными проводниками. От Набильского залива по берегу Охотского моря до Ныйского залива священник Попов-Какоулин опять шел пешком в сопровождении наемных орочонов, переносивших тяжести. Наконец, путешествие по Ныйскому заливу до устья р. Тыми и труд ехать обратно по р. Тыми были совершены обратно в наемных лодках ороченов, так как вследствие мелководья только в лодках инородческой конструкции возможно плавать по Ныйскому залнву. Обе эти поездки продолжались 47 дней. Общее протяжение пройденного пути ... 1014 верст. Расходы по найму нарт, проводников, оленей, лодок, а равно на содержание в пути псаломщика, достигающие по самому скромному расчету 100 руб. произведены священником Поповым-Какоулиным из собственных средств и ниоткуда ему возмещены не были. В настоящее время священник Попов-Какоулин вышел ко мне с ходатайством о вознаграждении его за поездку эту". Признавая ходатайство заслуживающим удовлетворения, начальник острова отмечал, что "такие поездки должны быть не менее одного раза в год... не только в целях чисто религиозных, но и... в интересах администрации острова". Результатом интенсивной миссионерской деятельности этого священника стала его статья "Инородцы на острове Сахалин", опубликованная в "Камчатских епархиальных ведомостях" в 1896 г. В 1896 г., во время визита на остров архиепископа Макария, священник Дербинской церкви Н. Попов-Какоулин был награжден скуфьею

1900- 4 августа 1905

Рождественский Дмитрий Дормидонтович, священник,

на Сахалине с 1896 по 1905 г.

 

Переведен с Корсаковской приютской церкви. "В мае 1906 г. свя­щенник Дербинской церкви Дмитрий Рождественский уволен, согласно прошения, от службы во Владивостокской епархии для поступления в Казанскую епархию", однако, по-видимому, это назначение опоздало, так как Д. Рождественский скончался в г. Казани в апреле 1906

1906-1913

Кукольщиков Алексей Павлович, священник,

на Сахалине с с 1894 по 1915(?) г

переведен из церкви в п.Дуэ

1 июня 1913-июнь 1915

Гневушев Александр Николаевич, священник,

на Сахалине с 1913 по 1929 г.

Переведен в Рыковскую церковь

1 июля 1915

Стефаненко Иоанн, священник

священник Таврической церкви, согласно про­шению, был переведен к Дербинской на о. Сахалине церкви с 1 июля 1915 г.

Завершается строительство церкви

 

Церковь Святого пророка Илии

Настоятель храма - иеромонах Александр (Поляков).

 

с. Рыковское (ныне с.Кировское)

8

освящена 26 июня 1893 г. Открыта в 1888 г. Сгорела в 1905 г. Заново отстроена в 1911 г.

церковь тюремная в честь празднования Казанской иконы Божьей Матери

Август 1878-август 1882

Добровидов Николай, священник,

на Сахалине с августа 1878 по август 1882 г.

священник Дуйской церкви

1883 -1886

Переведенцев Николай Григорьевич, священник,

на Сахалине с 1883 по 1886г

 

1886-1890

Ираклий, иеромонах,

на Сахалине с июля 1882 по 1890 г.

Переведен с Александровской церкви. Его портрет во время службы в Рыковской церкви, дает И.П. Миролюбов: "Не получив школьного образования, он от природы был наделен быстрым соображе­нием и редкою предприимчивостью. Рассказывали про него, что во вре­мя сильного наводнения, затопившего все бурятское селение, молодой, только что поженившийся Ираклий дал обет принять христианское крещение, если останется жив. Все население погибло. Остался один Ирак­лий, и он не замедлил пойти в монастырь. Как горячий прозелит, он скоро стал удивлять старых монахов своими подвигами самоизнурения: "Быва­ло, - говорил он своим интимным друзьям, - всю ночь напролет молюсь на камне (у меня в келье был такой плоский камень) и борюсь со сном. Устанешь, клонит ко сну. Я прилег бы на свой камень, как на мягкую подушку. Но нельзя! Я заранее намечаю срок окончания молитвы. Зато подойдет это время, как я сладко засыпаю на жестком камне!". Аскети­ческие подвиги о. Ираклия не укрылись от игумена монастыря, и он бы­стро довел его до сана иеромонаха. Позднее он был назначен миссионе­ром на Амур, а "в конце 80-х переведен на Сахалин. Здешние чиновники любили о. Ираклия за его веселый нрав, а ссыльным он нравился как доступный батюшка. После священника Г. Сальникова и о. Ираклия за мое время на Сахалине немало было священников, но почти все они отде­лили себя от простого народа стеною неприступности, важным началь­ническим тоном, парадными крыльцами, лакеями и проч... О. Ираклию посчастливилось быть устроителем нескольких церквей на острове.. .". Отец Ираклий познакомился с А.П. Чеховым во время его путешествия по острову в 1890 г. С ним же он уехал из с. Рыковского на Южный Сахалин, вместе они плыли на пароходе "Петербург" от Владивостока до Одессы. Встречались они и в Москве.

1890-1905

Винокуров Александр Григорьевич, священник,

на Сахалине с 1890 по 1905 г.

В 1892 г. исполнял обязанности в Александровской, а в 1898 г. - в Онорской церк­ви. Священник Рыковской тюремной церкви А. Винокуров в 1896 г. утвержден в должности духовника духовенства 12-го участка церквей Камчатской епархии. Во время визита в 1896 г. на остров Владыка Макарий на­градил А. Винокурова скуфьей. В 1903 г. определением Святейшего си­нода он был награжден ко дню рождения Его Императорского Величества камилавкою. В декабре 1905 г. священник Тымовской церкви на о. Сахалине А. Винокуров назначен к Полтавской церкви

1892-1896

Охлопков Александр, священник,

на Сахалине с 1892 по 1896 г.

 

июль 1895- 1896

Уверов Стефан, священник,

на Сахалине с 1895 по 1896г

 

"предложением Его Преосвященства от 25 июня 1895 г. новорукоположенный к Удской церкви священник Стефан Уверов назначен вторым священником к Рыковской на острове Сахалин церкви"

1906-август 1908

Хлебцевич Адам, священник,

на Сахалине с 1903 по 1908 г.

В августе 1908 г. священник Рыковской церкви А. Хлебцевич, согласно прошению, перемещен на священническую вакансию к вагону-церкви

1907-1908

Городнов Александр, священник,

на Сахалине с сентября 1900 по 1908 г.

переведен с Онорской церкви

С сентября 1908 г. священник Онорской церкви А. Городнов за принятием на службу в Екатеринбургскую епархию исключен из состава духовного ведомства Владивостокской епархии. Будучи священником на острове, он исполнял обязанности мисси­онера, и в 1908 г. во "Владивостокских епархиальных ведомостях" были опубликованы его записки "Поездка к крещеным инородцам Северной части острова Сахалина в феврале месяце 1908 г." и "Миссионерское дело на Северном Сахалине"

1 сентября 1908-1911

Шастин Андрей, священник,

на Сахалине с 1908 по 1917 г.

в 1908 г. священник Адиминской церкви Андрей Шастин, согласно прошению, перемещен с 1 сентября к Рыковской на о. Сахалине церкви

1913-1915

Кукольщиков Алексей Павлович, священник,

на Сахалине с с 1894 по 1915(?) г

переведен из Дербининской церкви

Июнь 1915-12 августа 1929

Гневушев Александр Николаевич, священник,

на Сахалине с 1913 по 1929 г.

А. Гнеушев родился в 1886 г. в с. Кармалы Симбирского уезда одноименной губернии в семье русского священника. Александр Николаевич учился в духовной семинарии в той же Симбирской губернии, окончил три класса. Братья - Гнеушевы Александр и Федор - тоже были священниками в г. Ульяновске (Симбирске). До приезда на Сахалин он служил в одном из приходов под г. Владивостоком в Приморском крае. В селение Рыковскoe с семьей А.Н. Гневушев приехал в 1913 г. К 1926 г. у него была семья: одна дочь и пятеро сыновей. К тому времени семья имела небольшое хозяйство - две коровы и две лошади. Своей семьей священ­ник засевал три десятины посевов. Уже в советское время в период посевной и уборочной поры А.Н. Гнеушев нанимал временных работников. В дальнейшем это дало повод властям причислить Гнеушева к непопуляр­ной (наряду со священнослужителями) категории населения - кулакам. В июне 1925 г. председатель Рыковского районного ревкома сообщает в окружной ревком: "Агитация церковников есть. Группа верующих во главе с попом Гнеушевым будирует массу и играет на жизненных ин­стинктах в отношении изъятия икон из школ, а главное с передачей церков­ных денежных средств в распоряжение райревкома. В ... Рыковском мно­гие из верующих говорят, что если в школе не будет преподаваться закон божий, то они не будут посылать учиться своих детей в школу". На основании этих фактов в том же месяце А.Н. Гневушев органами ОГПУ был арестован. Однако по неизвестным причинам дело было вскоре зак­рыто и священника освободили. Священник Гнеушев в заключении догово­ра граждан с. Рыковского с только что возникшим новым органом власти - Рыковским революционным комитетом, от 15 июня 1925 г. участия не прини­мал, он находился под кратковременным арестом, о чем упоминалось.

В период массовой коллективизации и раскулачивания и на Сахалине нашелся предлог для расправы над Гнеушевым. В июле 1929 г. по оконча­нии богослужения в храме по поводу праздника апостолов Петра и Павла священник выступил перед присутствующими с проповедью, в которой он якобы призывал "объединиться вокруг церкви, против существующе­го революционного образа правления" и "гнать пришельцев".

12 августа 1929 г. А.Н. Гневушев был арестован органами ОГПУ. Ему было предъявлено обвинение по ст. 58-10, часть 2 УК РСФСР, то есть в "пропаганде и агитации, содержащих призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контррево­люционных преступлений с использованием религиозных предрассудков масс". Он был обвинен в том, что в 1920 г. вместе с рядом других монар­хически настроенных лиц, жителей села, составил список сторонников установления советской власти и передал его японским властям, в том, что в период японской оккупации Гневушев "связи с японцами не терял, присутствуя на устраиваемых японцами банкетах, выступал с речами, одна из которых была благодарственной японцам и смысл ее был в том, что японцы являются избавителями от большевизма и русское население им за это благодарно". Кроме того, Гневушев был "изобличен" в том, что, "являясь священнослужителем Тихоновской ориентации, возглавляя религиозную общину в с. Рыковском и имея связь с зажиточной и монар­хически настроенной частью населения...".

На допросах свою виновность в антисоветской агитации и во всех дру­гих обвинениях он отрицал. 20 ноября 1929 г. Особое совещание при коллегии ОГПУ приняло решение: на основании ст. 58-10, часть 2-я УК CP заключить А.Н. Гнеушева в концентрационный лагерь сроком на три года.

Установленный срок он отбывал в дальневосточном концентрационном лагере в Приморском крае. Семья его оставалась по месту жительства- в Рыковском районе на Сахалине. 27 июля 1932 г. "за отбытием с зачетом рабочих дней полного срока социальной защиты", на 17 дней ранее уста­вленного трехлетнего срока, Александр Николаевич был освобожден досрочно. Ему были выданы проездные документы и средства на проезд от Владивостока до Александровска-на-Сахалине.7 сентября 1932 г. "тройка" при полномочном представителе ОГПУ по Дальневосточному краю, рассматривая дела отбывших наказания за контрреволюционные преступления, отмечает, что лагерной администрацией по делу Гневушева при его освобождении допущена серьезная ошибка: "При отбытии меры соцзащиты Гнеушев подлежит высылке в спецпоселок в порядке кулацкого расселения". В Александровск в Сахалинское ОГПУ идет срочное письмо начальника управления Дальлага ОГПУ с указанием "принять срочные меры по розыску Гнеушева и водворению его во исполнение постановления "тройки" в один из ближайших кулацких спецпоселков". В это же время начальнику окружного ОГПУ В.М. Дрекову поступил рапорт о том, что Гневушев "выпивает и агитирует против советской власти... связан с чужеземным элементом, а при оккупации имел связь с японцами. Следовало бы, предлагает автор рапорта, - его из города выселить".

2 октября 1932 г. священник был "разыскан". Первым отходящим пароходом его вывозят, вероятно, в поселок Керби Ниже-Амурского округа Хабаровского края. Дальнейшая судьба А.Н. Гнеушева не известна. В 1989 г. священник и его сыновья — Петр, Владимир и Николай – были реабилитированы.

с. Мало-Тымовское (исключено из учетных данных решением облисполкома № 161 от 10 апреля 1973 г)

9

построена в 1882г. освящена в 1882г.

церковь приписная, во имя преподобного Антония

1888 – 1891

 

Тимошенко Виктор, протоиерей,

на Сахалине с июль июля 1888 по 1891г.

священник п.Корсаковский

с. Онор

10

в 1896 г. построена и освящена

церковь приписная в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

март 1898

Ивановский Арсений, протоиерей

священник вто­рого Восточно-Сибирского линейного батальона, принят в епархиальное ведомство и определен к Онорской церкви на о. Сахалине. Нет сведений, что он прибыл на остров и служил в означенной церкви, кроме информации о его назначении.

 

1898-1905

Винокуров Александр Григорьевич, священник,

на Сахалине с 1890 по 1905 г.

священник Рыковской (Тымовской) церкви

1899-1901

Телятьев Михаил, священник,

на Сахалине с 1899 по 1901г

 

Сентябрь 1900-1907

Городнов Александр, священник,

на Сахалине с сентября 1900 по 1908 г.

 

1906-август 1908

Хлебцевич Адам, священник,

на Сахалине с 1903 по 1908 г.

 

1910-май 1915

Гуляев Иоанн, священник,

на Сахалине с 1910 по 1915 г.

Священник Онорской церкви Иоанн Гуляев с 1 июня 1915 г., согласно прошению, уволен за штат с прикомандированием его к Градо-Владивостокской Покровской церкви

 

1915-август 1917

Шастин Андрей, священник,

на Сахалине с 1908 по 1917 г.

В 1915 г. А. Шастин, согласно прошению, переведен к Онорской церкви. С 1 сентября 1917 г., согласно прошению, А. Шастин, священник Ново-Михайловской церкви на о. Сахалине, уволен за штат. Оставил интересные записки, опуб­ликованные во "Владивостокских епархиальных ведомостях" - "Описа­ние поездки к инородцам Восточного побережья Русского Сахалина".

с. Воскресенское

11

построена в 1898г.

часовня с алтарём Михаило-Архангельская

1 сентября 1908-1911

Шастин Андрей, священник,

на Сахалине с 1908 по 1917 г.

 

с. Абрамовка (ныне п.Абрамовка)

12

построена в 1902г.

часовня с алтарём Иннокентиевская

1910-май 1915

Гуляев Иоанн, священник,

на Сахалине с 1910 по 1915 г.

 

Таблица построена по статье Н.В.Потапова "Материалы к биографиям православных священнослужителей Сахалина второй половины XIX - начала ХХ в". "Краеведческий бюллетень" № 4 за 2002г

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de