Духовные основы личности студента |
Программы - Конференция | |||
Добавил(а) o_Serafim | |||
А.А.Еромасова Духовные основы личности студента
В отечественной психологии работами Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, Б. В. Ничипорова и другими предпринимаются попытки заложить основы подлинной духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах индивидуальной жизни.
С житейской (светской) точки зрения различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Человеку даны от Бога и природы определенный способ телесного существования, особая форма душевной жизни и интегрирующий человеческую реальность принцип духовного бытия, которые могут быть удержаны одновременно в едином представлении об индивидуальном духе. Всякая теория и педагогика, которые с ним не сочетаются, пытаются игнорировать личную определенность, самодеятельность и самоценность человеческого существа, вступают на ложный и обреченный путь. Ложность этого пути очень быстро обнаруживается в наступающем снижении качества жизни как отдельного человека, так и общества в целом: снижается уровень внешне-телесного существования (вплоть до органического заболевания), снижается уровень душевной дифференцированности (вплоть до «первобытной» упрощенности душевного строя), падает качество всей жизни (труда, творчества, нравственности). И это верно на всех этапах жизненного пути человека - и в младенчестве, и в старости. Именно с культивированием индивидуального, личного духа связано творение и возрастание качества жизни. В связи с этим интерес к проблеме воспитания в обществе и образовательных учреждениях связан, прежде всего, с противодействием негативным тенденциям, проявляющимся особенно в молодежной среде как более динамичной части населения (наркомания, алкоголизм, криминализация жизни, асоциальное поведение как индивидуальное, так и групповое), которые утверждаются в обществе в связи с идеологическим вакуумом и отсутствием национальной идеи. Включение отдельных групп молодежи в рынок, в том числе криминальный, увеличивает социальную деформацию в обществе и среди молодежи. Сегодня признаками собственно молодежной культуры (в том числе и студенческой субкультуры), пожалуй, уже являются не только сленг, мода, интерес к некоторым жанрам искусства (определенные направления в кино, музыке, живописи и т. д.). Совершенно отдельного исследования требует анализ мышления, образа жизни, формирование ценностей современной молодежи (будем считать, что речь идет о возрастной группе 17-18 лет). В этой связи наиболее актуальным является вопрос включения в контекст образовательного процесса студентов-первокурсников. Именно они представляют в вузе молодежь, субкультура которой сформировалась в школе, молодежь, ориентированную на получение профессии, но еще не определившуюся в соответствиях, ценностях и правилах организации образовательной среды (И. Ф. Дьяконов, В. П. Петров). И социальная нестабильность, и неустойчивое социальное положение молодых людей в нашем обществе вызывают повышенную тревожность, некоторую апатию в отношении к своему будущему, к кратковременным, зыбким, мозаичным межличностным отношением (М. Е. Битянова, Е. И. Казакова и др.). Противоречивость современных ценностей проявляется в высокой установке на помощь в трудную минуту со стороны общества, других людей, а с другой стороны - в крайне низкой готовности самим оказывать помощь нуждающимся людям. Это свидетельство утраты ценностного отношения «к другому» на основе культивированного отношения к «себе любимому» (С. Л. Рубинштейн). Молодежь почти не доверяет государству и власти. Компенсирующую роль в поддержании вечных социально-человеческих ценностей играет вера (70,5 % считают себя верующими, 10,5 % исполняют религиозные действия). Религиозные вечные ценности значимы для человека как установка иметь некоторую высшую защиту и опору. Потребность быть причастным к некой высшей силе, истине, скорее носит интуитивно-эмоциональный характер. Общество увидело, что большую опасность представляет собой не экономический, а духовный кризис, который приводит к смещению акцентов в иерархии ценностей. Спасательной «соломинкой» оказались вечные ценности, проверенные веками, которые получили название общечеловеческих. К таковым относится и воспитание. В который раз мы начинаем все сначала, часто отвергая позитивный опыт воспитания, накопленный поколениями. Сегодняшние студенты не были комсомольцами, пионерами. В результате они не получили опыта детских и юношеских организаций в широком масштабе, в котором закладывается опыт общественной жизни. В чем же заключается помощь студентам? Естественно большая ответственность ложится на плечи педагогов высшей школы. Однако колоссальная загруженность преподавателя, необходимость активно заниматься научной деятельностью и активно участвовать в научной работе кафедр не дают ему возможности быть еще и помощником студенту в разрешении его проблем. Кроме того, нельзя не учитывать реальность, в которой преподаватель не является специалистом в помогающей деятельности. Проблемы, лежащие в основе кризисов психического и социально-нравственного здоровья студенчества, требуют внимания со стороны специалистов (В. И. Богословский). Даже на первый взгляд можно выделить наиболее часто встречающиеся проблемы и запросы современных студентов:
И все-таки преподаватели СахГУ оказывают помощь и поддержку студенчеству, а студенты, в свою очередь, ведут просветительскую работу и оказывают посильную помощь школьникам. В результате такое взаимодействие приносит свои плоды. Для решения вышеобозначенных задач в рамках учебной и внеучебной работы со студентами проводится совместная работа со СПИД-центром по подготовке волонтеров, работа которых направлена на профилактику наркозависимости у подростков и на профилактику заболевании СПИДом. Студенты отделения педагогики и психологии прошли серьезную подготовку на базе СПИД-центра: прослушали курс лекций, прошли тренинговые занятия, научились составлять профилактические программы. Из «созерцателей» студенты стали активными участниками тех процессов, которые могут оказать позитивное влияние на качество жизни молодежи. Очень важно, что студенты, которые принимают участие в данной программе, делают это, потому что сами пришли к выводу, что необходимо что-то изменить в собственной жизни и собственном окружении, а взрослые лишь предоставили им возможность сделать это и подсказали, с чего можно начать (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев). Студенты, прошедшие курсовую подготовку, являются частыми гостями школ, где сложились теплые отношения с педагогическими и ученическими коллективами. Об этом свидетельствуют благодарственные письма от директоров школ в адрес наших студентов. На отделении педагогики и психологии читался курс по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. В реализации данного курса помогла специальная подготовка по борьбе с наркоманией, которая проходила в Москве. Читаемый курс обеспечен методическими и наглядными пособиями: интересными видеоматериалами, слайдами, литературой. Студенты в рамках занятий по данному курсу провели глубокое исследование среди школьников г. Южно-Сахалинска по выявлению характера отношений учащихся к одурманивающим веществам, наркогенной среде, степени их устойчивости к наркогенному давлению, а также среди родителей по определению возможного употребления наркотиков ребенком, микроисследование кар манных расходов. Результаты далеко не утешительные. Они будут обсуждаться на студенческой научно-практической конференции. Задания по выявлению злоупотребления психоактивными веществами включены в план работы студентов 4-5 курса в период педагогической практики. В Институте педагогики игуменом Серафимом, настоятелем прихода святой Блаженной Ксении Петербуржской, читается курс святоотеческой психологии. Все это помогает студентам осуществлять разумный и осознанный выбор эффективного пути решения проблем личностного и профессионального развития, а они, в свою очередь, переносят свой оптимизм в школьную среду, что способствует формированию у подрастающего поколения силы духа. Студентам, порой, гораздо проще, чем взрослым, достучаться до ребячьих сердец. Думаю, что любящие и понимающие детей окружающие взрослые, умеющие передать детям, выражаясь словами Э. Эриксона, «почти соматическим образом» переживания доверия к миру и чувство значимости самого себя как заслуживающих любви существ, сделают жизнь детей радостной и счастливой. Прав был Янош Корчак в том, что «сначала любить, потом учить». Может быть, тогда среди нас было бы гораздо меньше несчастных душ, которые не смогли или не могут справиться со своими проблемами и сделали не самый лучший выбор, отказавшись от борьбы за жизнь, данную Богом. Призыв Карлоса Кастанеды: «Видеть не так уж сложно. Основная сложность состоит в том, чтобы пробить стену, которая сдерживает нас и не дает сдвинуться с места. Эта стена существует в душе каждого из нас. А чтобы ее разрушить, все, что нам необходимо - выбраться из крепости удовлетворенности собой и ложного чувства безопасности» - должно звучать набатом в наших сердцах.
Литература 1.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.,1969. 2.Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: монография / В. И. Богословский. - СПб., 2000. 3.Василюк, Ф. Е. Психология переживания/Ф. Е. Василюк. - М., 1984. 4. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина. - СПб., 1 997. 5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2001.
|