Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 11 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

26
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4340
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 854758

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Духовные основы личности студента PDF
Программы - Конференция
Добавил(а) o_Serafim   

А.А.Еромасова

Духовные основы личности студента


Что понимается под духовностью? Что имеется в виду, когда говорят «душевный человек»! Какие ступени проходит человек в своем духовном развитии? Различие в составе трех реалий человеческого бытия - тела, души, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозный взгляд на человека по преимуществу демонстриру­ет и настаивает на необходимости целостного видения человеческой при­роды в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.

В отечественной психологии работами Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, Б. В. Ничипорова и другими предпринимаются попытки зало­жить основы подлинной духовной психологии как особой формы ра­ционального знания о становлении субъективного духа человека в пределах индивидуальной жизни.

 

С житейской (светской) точки зрения различие душевной и духов­ной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уров­не языка. Когда мы говорим «душевный человек», то тем самым ука­зываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способ­ности сопереживать другому, способности понимать и учитывать его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, преж­де всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

Человеку даны от Бога и природы определенный способ телесного существования, особая форма душевной жизни и интегрирующий человеческую реальность принцип духовного бытия, которые могут быть удер­жаны одновременно в едином представлении об индивидуальном духе. Всякая теория и педагогика, которые с ним не сочетаются, пытаются игнорировать личную определенность, самодеятельность и самоценность человеческого существа, вступают на ложный и обреченный путь.

Ложность этого пути очень быстро обнаруживается в наступающем снижении качества жизни как отдельного человека, так и общества в целом: снижается уровень внешне-телесного существования (вплоть до органического заболевания), снижается уровень душевной дифференцированности (вплоть до «первобытной» упрощенности душевного строя), падает качество всей жизни (труда, творчества, нравственности). И это верно на всех этапах жизненного пути человека - и в младенчестве, и в старости. Именно с культивированием индивидуального, личного духа связано творение и возрастание качества жизни.

В связи с этим интерес к проблеме воспитания в обществе и образовательных учреждениях связан, прежде всего, с противодействием негативным тенденциям, проявляющимся особенно в молодежной среде как более динамичной части населения (наркомания, алкоголизм, криминализация жизни, асоциальное поведение как индивидуальное, так и групповое), которые утверждаются в обществе в связи с идеологическим вакуумом и отсутствием национальной идеи. Включение отдельных групп молодежи в рынок, в том числе криминальный, увеличивает социальную деформацию в обществе и среди молодежи.

Сегодня признаками собственно молодежной культуры (в том числе и студенческой субкультуры), пожалуй, уже являются не только сленг, мода, интерес к некоторым жанрам искусства (определенные направления в кино, музыке, живописи и т. д.). Совершенно отдельного исследования требует анализ мышления, образа жизни, формирование ценностей современной молодежи (будем считать, что речь идет о возрастной группе 17-18 лет).

В этой связи наиболее актуальным является вопрос включения в контекст образовательного процесса студентов-первокурсников. Именно они представляют в вузе молодежь, субкультура которой сформировалась в школе, молодежь, ориентированную на получение профессии, но еще не определившуюся в соответствиях, ценностях и правилах организации образовательной среды (И. Ф. Дьяконов, В. П. Петров).

И социальная нестабильность, и неустойчивое социальное положение молодых людей в нашем обществе вызывают повышенную тревожность, некоторую апатию в отношении к своему будущему, к кратковременным, зыбким, мозаичным межличностным от­ношением (М. Е. Битянова, Е. И. Казакова и др.).

Противоречивость современных ценностей проявляется в высо­кой установке на помощь в трудную минуту со стороны общества, других людей, а с другой стороны - в крайне низкой готовности са­мим оказывать помощь нуждающимся людям. Это свидетельство ут­раты ценностного отношения «к другому» на основе культивирован­ного отношения к «себе любимому» (С. Л. Рубинштейн). Молодежь почти не доверяет государству и власти.

Компенсирующую роль в поддержании вечных социально-чело­веческих ценностей играет вера (70,5 % считают себя верующими, 10,5 % исполняют религиозные действия). Религиозные вечные цен­ности значимы для человека как установка иметь некоторую высшую защиту и опору. Потребность быть причастным к некой высшей силе, истине, скорее носит интуитивно-эмоциональный характер.

Общество увидело, что большую опасность представляет собой не экономический, а духовный кризис, который приводит к смещению акцентов в иерархии ценностей. Спасательной «соломинкой» оказа­лись вечные ценности, проверенные веками, которые получили на­звание общечеловеческих. К таковым относится и воспитание.

В который раз мы начинаем все сначала, часто отвергая позитив­ный опыт воспитания, накопленный поколениями. Сегодняшние сту­денты не были комсомольцами, пионерами. В результате они не по­лучили опыта детских и юношеских организаций в широком масшта­бе, в котором закладывается опыт общественной жизни.

В чем же заключается помощь студентам? Естественно большая от­ветственность ложится на плечи педагогов высшей школы. Однако ко­лоссальная загруженность преподавателя, необходимость активно за­ниматься научной деятельностью и активно участвовать в научной ра­боте кафедр не дают ему возможности быть еще и помощником сту­денту в разрешении его проблем.

Кроме того, нельзя не учитывать реальность, в которой преподава­тель не является специалистом в помогающей деятельности. Проблемы, лежащие в основе кризисов психического и социально-нравственного здоровья студенчества, требуют внимания со стороны специалистов (В. И. Богословский). Даже на первый взгляд можно выделить наиболее ча­сто встречающиеся проблемы и запросы современных студентов:

  • социально-психологическая адаптация (болезненная включен­ность в академическую среду, неуверенность в себе, отсутствие мо­тивации к обучению и т. д.);
  • эмоциональные проблемы и расстройства на почве неустроен­ной личной жизни, из-за ссор с родителями;
  • конфликты с окружающими;
  • различного рода зависимости;
  • проблемы студенческой семьи (в том числе и гражданский брак, ситуация матери-одиночки);
  • сексуальное насилие и его последствия;
  • проблема одиночества;
  • влияние сект и т. д.

И все-таки преподаватели СахГУ оказывают помощь и поддержку студенчеству, а студенты, в свою очередь, ведут просветительскую работу и оказывают посильную помощь школьникам. В результате такое взаимодействие приносит свои плоды.

Для решения вышеобозначенных задач в рамках учебной и внеучебной работы со студентами проводится совместная работа со СПИД-центром по подготовке волонтеров, работа которых направлена на профилактику наркозависимости у подростков и на профилактику заболевании СПИДом. Студенты отделения педагогики и психологии прошли серьезную подготовку на базе СПИД-центра: прослушали курс лекций, прошли тренинговые занятия, научились составлять профилактические программы. Из «созерцателей» студенты стали активными участниками тех процессов, которые могут оказать позитивное влияние на качество жизни молодежи. Очень важно, что студенты, которые принимают участие в данной программе, делают это, потому что сами пришли к выводу, что необходимо что-то изменить в собственной жизни и собственном окружении, а взрослые лишь предоставили им возможность сделать это и подсказали, с чего можно начать (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев).

Студенты, прошедшие курсовую подготовку, являются частыми гостями школ, где сложились теплые отношения с педагогическими и ученическими коллективами. Об этом свидетельствуют благодарственные письма от директоров школ в адрес наших студентов.

На отделении педагогики и психологии читался курс по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. В реализации данного курса помогла специальная подготовка по борьбе с наркоманией, которая проходила в Москве. Читаемый курс обеспечен методическими и наглядными пособиями: интересными видеоматериалами, слайдами, литературой. Студенты в рамках занятий по данному курсу провели глубокое исследование среди школьников г. Южно-Сахалинска по выявлению характера отношений учащихся к одурманивающим веществам, наркогенной среде, степени их устойчивости к наркогенному давлению, а также среди родителей по определению возможного употребления наркотиков ребенком, микроисследование кар манных расходов. Результаты далеко не утешительные. Они будут обсуждаться на студенческой научно-практической конференции.

Задания по выявлению злоупотребления психоактивными веще­ствами включены в план работы студентов 4-5 курса в период педа­гогической практики.

В Институте педагогики игуменом Серафимом, настоятелем при­хода святой Блаженной Ксении Петербуржской, читается курс свя­тоотеческой психологии. Все это помогает студентам осуществлять разумный и осознанный выбор эффективного пути решения проблем личностного и профессионального развития, а они, в свою очередь, переносят свой оптимизм в школьную среду, что способствует формированию у подрастающего поколения силы духа. Студентам, по­рой, гораздо проще, чем взрослым, достучаться до ребячьих сердец. Думаю, что любящие и понимающие детей окружающие взрослые, умеющие передать детям, выражаясь словами Э. Эриксона, «почти соматическим образом» переживания доверия к миру и чувство зна­чимости самого себя как заслуживающих любви существ, сделают жизнь детей радостной и счастливой. Прав был Янош Корчак в том, что «сначала любить, потом учить». Может быть, тогда среди нас было бы гораздо меньше несчастных душ, которые не смогли или не могут справиться со своими проблемами и сделали не самый лучший вы­бор, отказавшись от борьбы за жизнь, данную Богом.

Призыв Карлоса Кастанеды: «Видеть не так уж сложно. Основная сложность состоит в том, чтобы пробить стену, которая сдерживает нас и не дает сдвинуться с места. Эта стена существует в душе каждо­го из нас. А чтобы ее разрушить, все, что нам необходимо - выбрать­ся из крепости удовлетворенности собой и ложного чувства безо­пасности» - должно звучать набатом в наших сердцах.

Литература

1.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.,1969.

2.Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательно­го процесса в педагогическом университете: методологические ха­рактеристики: монография / В. И. Богословский. - СПб., 2000.

3.Василюк, Ф. Е. Психология переживания/Ф. Е. Василюк. - М., 1984.

4. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина. - СПб., 1 997.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинш­тейн. - СПб., 2001.

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de