Русская художественная литература в системе религиозного и научного познания мира |
Программы - Конференция | |||
Добавил(а) o_Serafim | |||
Е. А. Иконникова
в системе религиозного и научного познания мира (теоретические аспекты)
Не стремясь окончательно и бесповоротно сломать существующее в сознании многих людей клише о бесполезности и даже научной ненужности художественной литературы и науки о ней, представим положение литературы в системе других видов человеческой деятельности и тем самым проиллюстрируем не иллюзорную, а действительную проекцию художественной мысли в современность.
Художественная литература, будучи самостоятельной и автономной разновидностью искусства, на разных этапах своего существования стремилась к синтезу то с религиозным, то с научным мышлением. Так, эпоха древнего развития русской литературы демонстрирует безусловный синтез художественного и религиозного в таких памятниках словесности, как «Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Моление Даниила Заточника», «Киево-Печерский патерик» и др.). Древнерусские тексты литературы содержат в себе исповедование религиозных (в данном случае - православных) принципов, существующих в обществе того времени. Подобный духовный синтез, но с совершенно иной направленностью, можно наблюдать и в литературе советского периода, когда художественный текст становится манифестом атеистических воззрений, отрицания Бога и духовных реалий. С таким примером читатель сталкивается, допустим, в поэзии Владимира Маяковского (сатирически объявившего себя апостолом), Демьяна Бедного (автора «Нового Завета без изъяна евангелиста Демьяна»), Эдуарда Багрицкого в его поэме «Смерть пионерки» и др. Основу поэмы «Смерть пионерки» (1932) составил реальный случай, который Эдуард Багрицкий наблюдал в деревне Пикозерово под Архангельском. Во время охотничьей поездки (1929) поэт оказаался свидетелем сцены, как безутешная мать умоляла умирающую от инфекционной болезни дочь поцеловать икону. В поэтическом варианте эта ситуация описывается следующими словами матери: Валенька, Валюша! Тягостно в избе. Я крестильный крестик Принесла тебе. Не противься ж, Валенька, Он тебя не съест, Золоченый, маленький, Твой крестильный крест.
Но жизненные принципы девочки созвучны законам иной веры - революционному настрою, попирающему все религиозные каноны. Героиня поэмы в последние минуты жизни не осеняет себя крестным знамением, а вскидывает руку вверх с пионерским призывом: «Я всегда готова!»: «Я всегда готова!» — Слышится окрест. На плетеный коврик Упадает крест. И потом бессильная Валится рука - В пухлые подушки, В мякоть тюфяка. Таким образом, художественный текст оказывается крайне гибким и подвижным материалом, принимающим в разные исторические периоды те формы и те каноны, которые востребованы современным ему миром, которые актуальны и необходимы для полноценного развития этого мира. Синтез художественного и религиозного отнюдь не единственный пример в области контактов и пересечений русской литературы с другими видами человеческой деятельности. Рассмотрим еще один из вариантов синтеза, а именно: связь художественного с научным. Известно, что художественное и научное воспринимаются как антонимы. Художественный - значит изображающий действительность в образах и как бы искажающий эту самую действительность; художественный отвечает требованиям искусства, эстетического вкуса. Научный, напротив, основывается на принципах науки, объективизма, дающего наиболее полную систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления. Но и в этом случае литература примиряет антагонистически настроенные между собой начала. В эпоху классицизма к художественному тексту предъявляются строгие требования, которыми отличается научный текст. Субъективность и фантазия художника-писателя (Антиоха Кантемира, Дмитрия Фонвизина, Ивана Крылова и др.) сторонниками классицизма практически отрицается. В идеале художественное произведение должно отвечать достаточно большому перечню условий, в чем-то похожему на прокрустово ложе. Так, драматическое действие должно охватывать собой не менее и не более 24 часов, соответствующих астрономическим суткам. Это же драматическое действие должно быть привязанным к одному единственному месту. Перемещения героев в физическом пространстве комнат, зал, дворцов, городов и всего другого абсолютно исключается. Регламентируется сюжетный материал, к которому обращается автор: необходимо обрабатывать сюжеты либо из образцовой античной истории, либо из далекого прошлого своей страны. Ограничивается набор действующих лиц, а имя персонажа должно быть «говорящим», то есть дающим информацию о характере героя или о его социальном статусе. (К примеру, в комедии Фонвизина «Недоросль» действуют такие герои, как господа Простаковы, Правдин, Скотинин и др., а в шуто-трагедии Крылова «Подщипа» (Трумф) фигурируют Слюняй и Дурдуран). И это отнюдь не весь перечень строгих правил классицистического текста, через соблюдение которых русские авторы XVIII века стремятся к условному синтезу художественного и научного. Несколько точнее синтез художественного и научного представляется в методологии реализма. Реалистическое мышление, почти как и научное, основывается на наиболее полном, «вещественном», адекватном отражении действительности. Типология реализма включает в себя и античный реализм, и ренессансный, и просветительский, и, конечно же, критический реализм второй половины XIX века. Но название этой разновидности реализма говорит само за себя: критический - значит оценочный, субъективный. И если настоящая наука стремится к постижению истины (того, что должно быть максимально объективным), то критический реализм стремится к правдивости, что, в отличие от истины, заведомо субъективно. Из недр критического реализма вырос натурализм, который нередко называют «сверхреализмом» или даже «надреализмом». Русские писатели (Дмитрий Мамин-Сибиряк, Леонид Андреев и др.) вслед за натуралистическими призывами француза Эмиля Золя пытаются приравнять художественный текст к регистрационной карте болезни, которую объективно заполняет врач при разговоре со своим пациентом, при рассмотрении причин его заболевания. Тем самым в художественный текст рубежа XIX-XX веков проникают понятия научной наследственности и научного детерминизма, а натуралистический роман, охватывающий действительность в максимальной хроникальной широте, приближается в своих средствах к научному мышлению. Допускает литература внутри себя и тройной синтез - связь научного, художественного и религиозного. Этот синтез демонстрируется еще барочными авторами - испанцами Луисом Гонгорой и Франциско Кеведо, англичанами Джоном Донном и Эндрю Марвеллом через использование приема концепта, так называемой развернутой метафоры, построенной на едва уловимых ассоциативных связях между научным, художественным и религиозным понятиями. Так, англичанин Донн в едином метафорическом пространстве объединил образ циркуля и душ влюбленных людей в своем знаменитом стихотворении «Прощание, возбраняющее печаль». В середине XX столетия Нобелевский лауреат Иосиф Бродский, за именем которого уже давно закреплено определение - «русский Джон Донн», продолжая апробацию концепта, делает достоянием поэтической вселенной не только научный и религиозный глоссарии, но и вообще весь мир, окружающий человека с момента его рождения до смерти. Русским читателям памятны поражающие обыденное воображение метафорические перечисления Бродского в «Большой элегии Джону Донну»: Джон Донн уснул, уснуло все вокруг, Уснули стены, пол, постель, картины, Уснули стол, ковры, засовы, крюк, Весь гардероб, буфет, свеча, гардины. Уснуло все. Бутыль, стакан. Тазы. Хлеб, хлебный нож, фарфор, хрусталь, посуда, Ночник, белье, шкафы, стекло, часы, Ступеньки лестниц, двери. Ночь повсюду.
И это только первые восемь строк из 211 стихов этой «большой элегии», в которой поэтичным становится все - от хрусталя до тазов, от распятия до свиных туш, от ангелов до мышиных хвостов. Тем самым, художественный текст - это не закрытое пространство, а пространство, позволяющее в себе пересечения художественного и религиозного; научного и художественного; научного, художественного и религиозного. При этом литература может развиваться и как автономное, абсолютно самоценное явление. Произведение искусства, в нашем случае художественный текст, берет на себя функции прогнозирования будущего (предложения одного или нескольких вариантов развития будущего). Свое действительное воплощение в жизнь со страниц художественных произведений находят герои и сюжеты из Михаила Булгакова, Александра Беляева и др. русских писателей. Но если этих авторов, по большому счету, можно считать писателями-фантастами, а сама фантастика так или иначе граничит с некоей долей мистики, то Евгений Замятин описывает либо мир, в котором уже живет человечество, либо мир, в котором цивилизация может оказаться в ближайшем будущем. Антиутопия, в которой работает Замятин, - это жанр художественного прогнозирования, а если быть точнее - предостережения в художественной форме человечества от грядущих катаклизмов и разного рода потрясений - политических, экономических, социальных, экологических, нравственных, духовных и культурных. В обыденном сознании утопия связана со сверхидеальной формой государственного правления, с максимально возможным счастьем человеческой цивилизации. Антиутопия, напротив, описывает тоталитарные государственные системы, ущемляющие душевные и духовные потребности как всего общества, так и личности. В 1920 году автор романа «Мы» в пародийной антиутопической форме описывает коммунистическое будущее. Объективное содержание книги Замятина направлено против опасности низвести человеческую личность до уровня винтика в государственном механизме. Показывает писатель в своем романе и вульгарность бытующих в его время концепций построения социализма. Впервые опубликованный в Англии 1924 года роман Замятина предотвращает возможность свершения революций и дальнейшего развития государства по советскому штампу и в самой Англии, и в других мировых державах. Замятин отдает предпочтение, прежде всего, антиутопии политической, в которой нравственная деградация человека напрямую связана с идеологией государства. Только единицы, лучшие представители мира новых людей, стремятся противостоять тоталитарной системе, но, будучи в безусловном меньшинстве, эти герои оказываются сломленными или уподобившимися всем остальным «винтикам» исправно и бесперебойно действующей государственной машины. Таким образом, ответы на волнующие человечество вопросы можно почерпнуть не только в точных науках, но в художественном тексте, который нередко помогает не только спрогнозировать ближайшее будущее, в надежде избавиться от охватывающих нас страхов и тревог, но и предотвратить грядущие политические, нравственные, духовные и другие катаклизмы. Нужно считать художественный текст, основанный на элементах синтеза (с религиозными и научными средствами познания мира), не только материалом самовыражения того или иного писателя, но и средством предостережения человечества от все еще совершаемых ошибок.
|