Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 19 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

17
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4340
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 855555

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Православие и традиции казачества PDF
Программы - Конференция
Добавил(а) o_Serafim   

В.Ф.Бондарев

Православие и традиции казачества.


Исстари казаки исповедовали православную веру. Без молитвы, горячей и усердной, казаки не принимались ни за какое дело.

Святая православная вера всегда имела великое значение в жизни казачества. Оно черпало духовную силу в святых Божьих храмах. Сколько храмов Божьих сооружено казацкими руками, как богато украшены они, как сияют святые образа дорогими окладами — и все это приложения благочестивого казацкого сердца. Все ценное, добытое в войнах, в первую очередь отдавалось церкви. Например, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге была сделана из серебра, отбитого в 1812 году, тяжелая решетка вдоль главного амвона храма. На этой решетке скромная надпись «Усердное приношение войска Донского», в решетке этой 40 пудов веса.

В отличии от некоторых других слоев русского общества, среди казаков досоветского времени безбожников не было. Православие определяло и освещало весь земной жизненный путь казака от крещения до соборования, определяло его мировоззрение, весь ежегодный круг обрядов. В состав русского казачества вливалось немало представителей других народов России. Но несмотря на это, многие исследователи отмечают, что инонациональное влияние на русские группы казаков было небольшим, чаще всего внешним. Отмечалось что "прежде всего православная вера налагала на них (нерусских казаков) первый отпечаток цивилизационного и общественного начала народности великорусской" (Н.Харузин).

 

Судя по данным этнографических опросов, таинству Крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что до этого у младенца нет души, а дети умершие некрещеными не явятся на страшный суд. Отсюда и большое уважение к восприемникам. Перед тем как нести ребенка в церковь, его клали в красный угол и молились: "Определи ему, Господи, талант и счастье, добрый разум, долгие веки!". На крестины, кто побогаче, звали священника. Когда у младенца прорезались зубы, родители, посадив ребенка на лошадь, возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы сын был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков, - признак "благословения Господня над семьей". Неимение детей считалось большим наказанием. О власти отца говорили, что она "от Бога и по подобию Божию один отец всего света — Бог, он всему хозяин, так и отец в семье".

Не говоря уже о венчании, вся народная свадебная обрядность была пронизана Православием, например, после согласия жениха и невесты на брак их ставили рядом и, помолившись Богу\ благословляли, приговаривая: "дай же Бог, нам слышанное видеть, желанное получить". Сваты, подходя к дому, говорили три раза: "Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас". Из дома отвечали: "Аминь!" - и отворяли двери. Все основные действа свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом и обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив перед иконой три земных поклона, целовала святой лик, кланяясь в ноги родителям. Жених, получив благословение своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака. На Рождество ходили Христа славить, начиная с дома атамана. В домах пели "Христос рождается". На Троицу водили хороводы, молодежь устраивала вечеринки. Особо почитали престольные праздники станиц. На престольное Рождество, Пасху, в день государевых именин устраивали общественные угощения. На проводах казаков на службу духовенство обязательно служило молебен, по усопшим воинам ежегодно всей станицей служили торжественные панихиды. Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись крестами, заключали дружбу "по гроб", "ибо крест - великое дело". Часто за советом шли к священнику, давали различные обеты. Твердым было понятие греха: "грешно родственникам промеж себя невест сватать"; "тяжелый грех с родителями ссориться, худо это - отца не почел, значит Бога не почел". Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом, - "это значит не давать покоя родителям в гробе и тревожить их кости". Человек не смеет отнять жизнь, которую даровал Бог, поэтому вытравливание плода считалось тяжким грехом. Гневаться - тоже грех: "мол казаки - народ не злобливый, гнев прошел - мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому что мы прощаем на земле и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божию".

Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников "отца уметь уважать нужно — на том свете пригодится". Дети не должны предпринимать ничего без родительского благословения, после смерти родителей их поминают. Нередко казаки продавали часть имущества, а деньги определяли после смерти отдать в церковь на помин души. Неуважительный сын обязательно будет в аду, а на этом свете его наказывали лишением родительского благословения, которое — "великое дело, что без него в мире человек? Ни за что пропадает - все хозяйство пойдет неладно и будет он ни тепел, ни холоден". Поэтому даже ушедшие от отца, образумившись, "приходят и в ногах отца ползают: дай, мол, мне батюшка, мое благословение, а то совесть мучает. Так иной по многу лет бегает".

В крайних случаях родители проклинали детей — "вот и пропал человек". Но материнское проклятие не так страшно: "мать скажет слово в сердцах, а потом сама отмаливать начнет и Господь простит". А если отец проклял - "тут и конец, и рад бы, да не воротишь. Господь уже не будет после этого судить".

От нечистой силы, считали, Бог защитит - достаточно осенить себя крестным знамением. "Произнести святую молитву - Господи Иисусе Христе, сын Божий, помилуй нас, и нечистый колдун ничего не сделает".

Вера играла важнейшую роль и в обычном праве. Судьи садились за стол, предварительно сотворив крестное знамение и сказав: "Благослови, Господи!" Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невиновности, во многих случаях вор не решался на такую клятву и признавался в преступлении. Если виновник не отыскивался, служили молебны Иоанну Воину и ставили свечу "вверх ногами", чтобы его (виновного) замучила совесть. Старались не ругать вора, а желали ему добра, служили молебны за его здравие, чтобы того замучила совесть. Нередко это приводило воров к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию. Церковь для казака - самое главное достояние станицы, строили церковь обычно всем обществом. Недаром казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине.

Починка и украшение церквей делались на средства станичников. Собирали со всех приношения - хлеб, полотно и др. Собранное продавали с торгов. К примеру, в станице Митякинской на Дону день 20 октября считалось "кормлением воскресением". До начала литургии прихожане ссыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство служило благодарственный молебен над хлебом. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В станице Ярыженской Хоперского округа у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял провести станичный сход. Могли часть общественной земли сдавать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм, мыли и убирали церкви казачки по желанию. Казаки старались заботиться о своем духовенстве. На его долю выделялись обычные казачьи и особые паи, вознаграждения за требы, общественные молебны. Часто ему приносили от себя добровольные пожертвования.

Многие исследователи XIX - начала XX в. отмечали особую набожность казаков, богатство и порядок в храмах. "Порядок и тишина во время богослужения замечательные. Здороваться во время службы и разговаривать не в обычае" - писал этнограф Н. Харузин.

В казачьих землях Сибири и Дальнего Востока православная церковь имела особое предназначение и выполняла специфические задачи. Во-первых, распространение Православия, христианизация местного населения являлись важным фактором укрепления русского владычества в новых землях. Во-вторых, содержание православного вероучения, неразрывно связанное с идеей монархизма, составляло мировоззренческую основу казачества. И церковь призвана была поддерживать незыблемую веру в царя. В-третьих, воспитывая казака как слугу государства, православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. В-четвертых, казачьей психологии воина и пахаря была близка православная проповедь православной церкви с принципами справедливости, благочестия, соборности. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество и др. В-пятых, нельзя не отметить влияние церкви в жизни казачьей семьи в воспитании таких духовных качеств казачества, как верность семье, послушание, стыд, грех и т.д.

Проводниками христианской морали были священнослужители. История Дальневосточного казачества связана с именем и деятельностью Преосвященного Иннокентия, ближайшего сподвижника Н.Н.Муравьева, архиепископа Камчатской Епархии с центром в Благовещенске.

Навсегда вписано в историю заселения Приамурского края имя первого священника Усть-Зейской станицы, а затем и города Благовещенска, Александра Сизова, человека мужественного, честного, преданного великой идее. При его непосредственном участии была воздвигнута первая деревянная Никольская церковь в Благовещенске, алтарем которой стала усыпальницей казаков, погибших в "амурском деле".

Чрезвычайно важную роль православная церковь отводила отправлению православных культов поклонению священным Никрополем, почитанию икон, соблюдению религиозных праздников. Одним из главных объектов поклонения дальневосточных казаков была Святая Албазинская икона Богоматери, именуемая "Слово плоть бысть". История ее появления на Амуре связана с русским землепроходчеством. В 1666 году группой казаков, во главе с Никифором Черниговским, в Албазинский острог был насильственно завезен иеромонах Гермоген, который привез с собой икону Божьей Матери. Он основал монастырь недалеко от острога, куда и поместил икону, получившую название Албазинской. Икона стала символом защиты казачества в борьбе с врагом. Ею был освящен первый сплав казачьего войска на Амуре в 1854 году. Иконе приписывалась чудодейственная сила в лечении больных людей и животных, она помогала роженицам, спасала от эпидемий и стихийных бедствий.

Особым почитанием среди казаков пользовались церковные праздники: Святого великомученика и Победоносца Георгия, как носителя героизма и покровителя храбрых; архистратига Михаила, как невидимого руководителя казаков на войне; Николая чудотворца, издавна почитавшегося на Руси, как покровителя странствующих и путешествующих, что было близко казачеству; день святого Алексия - человека Божьего; а также праздник иконы Пресвятой Богородицы - покровительницы всех казачьих матерей. Религиозные праздники несли большой эмоциональный заряд, особое внимание обращалось на обрядовую сторону. Праздники Святой Троицы, Рождество Христово, святочные дни превращались в народные гуляния. Молебны и литургии были неотъемлемой частью всех торжеств, устраиваемые в казацких станицах, они проводились в войсковые праздники, царские дни, в честь военных побед.

В воскресные дни в станичных храмах шли богослужения с проповедями добрых дел и духовного очищения. Церкви стали инициаторами борьбы за высокую нравственность и материальное благополучие казаков.

Обращая свои взоры в историю, мы прослеживаем неразрывную связь Православной церкви с казачеством. Неся свой миссионерский подвиг в деле проповеди Евангелия, церковь ставит своей целью воцерковление народов и обращение на службу государству. За грехи наши и маловерие Господь послал нам испытания в прошедшем веке и в начале нового. Но молитвами Святых спасется мир. Вере в Бога учил Святой Павел: "А без веры угодить Богу невозможно..."

14 лет возрождается казачество России. Как молодое дитя, оно нуждается в помощи и поддержке. Казаки помнят свой лозунг «За Веру, Казачество и Отечество!»

В наши дни среди казаков - жителей станиц, хуторов и поселков много верующих. Кое-где строятся новые храмы, под церкви приспосабливаются дома. В Москве Патриархом Алексием II выделен храм Успенья Божьей Матери, что в казачьей слободе, причем с условиями, что при нем будут трудиться и молиться казаки всех организаций города, и это послужит их объединению.

Постепенно нарастает понимание того, что без воцерковления казаков подлинное возрождение казачества немыслимо и обернется лишь очередным неудачным "государственным мероприятием".

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de