Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 23 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

23
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4339
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 854564

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Что мешает современной молодежи прийти в церковь? PDF
Программы - Конференция
Добавил(а) o_Serafim   

И.Ю.Травкин

 

Что мешает современной молодежи

прийти в церковь?

 

За последние десять лет наша православная церковь проделала огромную работу по воцерковлению людей и, особенно, молодого поколения. Но, несмотря на это, по-прежнему большинство молодежи остается неверующей. Причем многие из них крещенные, но в церковь не ходят. Такие люди обычно говорят, что не могут заставить себя зайти в храм. Церковный человек сразу поймет, что за таким "не могу" скрывается обыкновенное бесовское внушение. Но для неверующего человека такой аргумент вряд ли станет убедительным, напротив, он только сильнее утвердится в своем мнении. Следовательно, получается, что такой человек вообще не способен верить в Бога? Конечно же, нет! Более того, многие люди даже имеют в себе ростки веры, но не подозревают об этом. Тогда встает вопрос, что же мешает этим зачаткам развиться? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем кратко рассмотреть следующие проблемы: неправильное представление о Боге и влияние современной культуры.

 

 

I. Неправильное представление о Церкви,

верующих и вообще о Боге.

 

Наверное, самым распространенным заблуждением среди неверующих людей является неправильное представление о Боге. Хорошо иллюстрирует это случай, описанный иеромонахом Сергием (Рыбко). В возрасте 17-18 лет, будучи еще нецерковным человеком, он с удивлением обнаружил, что его друзья верят в Бога. Они спросили его: "А как ты думаешь, Бог - кто такой? Дедушка с бородой, который на облачке сидит?". "Я вспомнил все, что знал о Боге, - пишет отец Сергий, - и пришлось признаться, что я действительно так и думал. Они дружно посмеялись надо мной; меня это как-то задело, и я сказал:

- Так расскажите, в какого Бога вы верите.

А когда они мне стали рассказывать, я просто открыл рот, потому что я таких вещей даже не представлял, даже не задумывался об их существовании" [1].

Другое заблуждение: наука и религия - две противоположности. Наука - знание, "свет"; вера - необразованность и, следовательно, "тьма". Но так ли это на самом деле? Вот что пишет тот же иеромонах Сергий (Рыбко) о русских ученых: "...Одним из изобретателей телевидения, который первым в мире достиг успехов в этой области, был русский эмигрант первой волны Зворыкин [2]. Знаете ли вы, какое изображение он впервые передал по телевидению на расстоянии? Православный крест. Изобретатель мог выбрать какой угодно символ, а оказалось, что для него был дорог именно крест. Зворыкин был верующим человеком, как и другой наш соотечественник Сикорский [3], изобретатель вертолета, который был церковным старостой и на свои средства построил храм.

Как известно, глубоко верующий человек Дмитрий Иванович Менделеев увидел свою таблицу химических элементов в виде спирали, во сне, после усердной молитвы. То есть, его научное открытие было ни много ни мало, богооткровенным. Из этого примера мы видим, что научные открытия часто делались при очевидном вмешательстве Божией благодати. Поэтому, не были ли гениальные ученые, музыканты, художники Православной Руси благословением Божиим?" [4].

Немногие также знают о том, что, например, Исаак Ньютон был богословом, а Чарльз Дарвин не отрицал того, что Бог создал мир. Другой ученый Луи Пастер (основоположник современной микробиологии и иммунологии, ввел методы асептики и антисептики) писал о том, что он молится во время работ в лаборатории [5].

Еще одно заблуждение состоит в том, что многие люди ошибочно относят веру к культуре. Действительно, христианство сформировало нашу культуру, стало ее центром и движущей силой. Но веру (духовность) никак нельзя отнести к культуре (душевности), которая не более чем одно из ее проявлений. Кроме того, современная культура даже и не является плодом веры, а скорее есть плод человеческих страстей. Поэтому тот, кто видит смысл своей жизни целиком в искусстве (и особенно в "страстном"), сам себя ослепляет. "Лучшие произведения искусства обращаются к духовной стороне человека, иногда ведут к Богу. Но в целом задача искусства – эстетическая. Если для человека светского в искусстве порой заключается смысл жизни, то для христианина оно не больше, чем отдых. Духовное водительство он находит в Евангелии и Церкви" [6].

Иногда творческие люди опасаются того, что ставши христианами, им придется оставить их творчество. "Христианство не требует оставить все земное, - пишет иеромонах Сергий Рыбко, - Оно требует оставить одно – грех, то есть зло: все то, что разрушает, опустошает душу, несет душе смерть. И если человек – художник, музыкант, режиссер, я думаю, что постепенно он, если не оставит, то преобразит свое творчество. Если человек был в миру художником,– он, как правило, становится иконописцем; был журналистом – сочтет за радость работать в каком-нибудь православном издании; музыкант сначала начнет петь песни о поиске истины, а потом станет петь в церковном хоре. Если же человек пожелает остаться в мирском искусстве, он, став христианином, исключит из него греховные мотивы. Творчество дано человеку Богом, и Господь его не отнимает. Когда мирская деятельность совершается ради Бога, Господь помогает, благословляет ее, и поэтому бывают соответствующие плоды, полезные и для души человека" [7].

Есть люди, которые думают, что став православными они непременно должны будут взять на себя какой-либо подвижнический подвиг. На самом деле такие подвиги ни от кого не требуются, а если и берутся, то строго по благословению духовника (старца). А от новоначальных требуется другой подвиг - посещение церкви в воскресные и праздничные дни и домашняя молитва утром и вечером.

Некоторым не нравятся пост и необходимость воздержания: "Мы не монахи, чтобы все время поститься". Вот, что пишет об этом епископ Варнава (Беляев): "Святые отцы давно уже выработали известные правила в отношении к своему телу. Они отвешивали ему все "мерою и весом". В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего. В общем, их жизнь, конечно, была подвижнической, но это потому, что они сами обостряли свой труд и утончали эту меру.

Но если откинуть в их аскетическом делании все крайности, на которые, к тому же, и среди них не все были способны, то мы ясно увидим, что общий строй их внешней жизни был очень ровен, вполне соответствуя законам, положенным Творцом для бытия тварей и способствуя сохранения здоровья - душевного и телесного - и продлению жизни человека до наибольших возможных пределов. Строгое отношение к телу у святых отцов не к самоубийству вело, а к чистоте жизни и здоровью" [8].

Существует мнение об аскезе, как о самоистезании: "На протяжении всей истории Церкви постоянно существовали две тенденции извратить сущность христианской аскезы: во-первых, стирание грани между аскезой и самоистязанием (недопустимым с точки зрения уважения жизни и физической целостности человека) и, во-вторых, возведение аскезы в самоцель. Тем не менее, учение как Православной, так и Католической Церкви всегда настаивало на умеренном характере аскезы под строгим церковным контролем (своеволие в аскезе толкуется как крайнее проявление гордыни), а также на том, что аскеза является лишь средством к достижению духовных целей (умению контролировать свои желания, достижению подлинной духовной свободы, стяжанию Святого Духа)" [9].

 

II. Современная культура

 

Человек, занимающийся творчеством - должен четко осознавать свою ответственность за то, чем он собирается поделится с миром. Вспомним Андрея Рублева, монаха-иконописца, автора множества чудотворных икон. Разве возможно вообще сравнивать его творения с работами современных "творческих" людей? Еще более нелепым было бы сравнение их личностей. Понятно, что если автор не задумывается об ответственности, то зритель становится свидетелем бесконечных "творческих исканий" автора, череды ошибок и падений. Сразу вспоминаются слова Господа: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его." (Лк. 6, 45). Беда в том, что молодежь не всегда может сделать правильный выбор. Зачастую его и не делает, просто "переваривая" все, что ей предлагают.

"...Как хорошо, говорят нам, быть человеком неверующим: ничто тебя не стесняет, живи в свое удовольствие и не думай о загробной жизни, потому что ее нет, она выдумка" [10]. "Живи в СВОЕ удовольствие", - вот что сегодня проповедуют популярные исполнители и герои любимых фильмов молодому поколению. Причем не все из них отрицают Бога, а напротив навязывают свое собственное представление о нем. "У каждого свой бог". Такой родной, такой послушный. "Personal Jesus", как поется в песне известной группы. Свой божок, с которым вы делаете что угодно" [11]. Понятно, что за таким богом прячется собственное эго: "На самом деле, за фразой "у каждого - свой бог" скрывается совсем иное утверждение - "я сам себе бог"" [12]. Из такого человека и гражданин плохой - нет у него чувства ответственности, долга и других, как ему кажется, глупостей.

"Наш век - это век абсурда. - пишет иеромонах Серафим Роуз, - Поэты и драматурги, художники и скульпторы провозглашают, что мир - неорганизованный хаос, и таким изображают его в своих произведениях. Но ведь искусство, политика и философия наших дней - это отражение жизни, и если они поражены абсурдностью, то главным образом потому, что сама жизнь стала абсурдной. Самым поразительным примером абсурдности явился, конечно, гитлеровский "новый порядок", когда "нормальный", "цивилизованный" человек одновременно мог быть изощренным и трогательным исполнителем Баха (Гиммлер) и высококвалифицированным палачом миллионов. Сам Гитлер был абсурдистом, который поднялся из ничтожества к мировому господству и обратился снова в ничто. Он оставил после себя потрясенный мир, достигнув своего "успеха" только потому, что он, пустейший из людей, стал воплощением пустоты своего времени..." [13].

А сколько неприемлемой, с точки зрения православного человека, информации подросток получает с помощью средств массовой информации. В промежутках между мультфильмами, по телевидению вещается такая реклама, которую и взрослому, не то что ребенку, смотреть вредно. Или школьник отправляется на интернет-сайт, чтобы найти необходимую информацию и обнаруживает там неприличную рекламу сайта с порнографией. И это на страничке, которую будут посещать дети!

Что толку думать о взрослых, когда с детьми вытворяют такие вещи? Что делать ? Как воспитать в детях веру, сохранить естественное стремлении к Богу? Неужели ничего нельзя сделать? Можно! Главное не отчаиваться, трудиться и молиться. Очень важно, чтобы взрослое поколение стало во всем примером для молодых, а не просто констатировало тот факт, что "положение - хуже некуда".

Наш долг - прийти в храм и привести своих детей. Вместо этого многие родители, отговариваясь нехваткой времени, часто оставляют воспитание своих чад школе, друзьям, улице. Там " молодежи усиленно навязываются совсем другие идеалы и кумиры: супермены и мафиози, - пишет священник Артемий Владимиров, - На место христианских добродетелей приходят авантюризм, грубая сила и ловкость рук. Как никогда унижен человек труда, человек творческой мысли. Мы должны найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов торгашества и делячества" [14].

Здесь уместно вспомнить слова Достоевского о том, что «диавол борется с Богом не где-нибудь, а в сердце человеческом». Сеятель посеял доброе семя в сердце человека, но враг будет стараться уничтожить росточки светлой веры, посеяв свое семя сомнения и отречения. Труден путь человека, в чьем сердце проклюнулся росток, но "земля" еще не способна дать ему все необходимое. К тем кто, жаждет взрастить его, Господь обращает свои слова: "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко." (Мф. 11, 29-30).

А для тех, кто не имеет Бога в сердце своем, приведу слова Господа из Апокалипсиса: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною." (Апок. 3, 20).

 

Подводя итог, хочу обратиться к тем, кто уже пришел к вере: нельзя бросать друзей на перепутье, нужно помочь им переосмыслить отношение к вере и Церкви, на собственном примере убеждая их в том, что быть православным — не значит отказаться от жизни мирской, а обрести ее смысл, живя по заповедям Божьим, чем бы мы ни занимались в этой жизни.

 

Примечания:

  1. Иеромонах Сергий (Рыбко). Нет слепой веры, есть слепое неверие. Беседа со школьниками. — Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/o.sergii/school.html#001
  2. Зворыкин Владимир Кузьмич (1889-1982), американский инженер-электронщик российского происхождения, изобрел первую электронную передающую трубку — иконоскоп, а также приемную телевизионную трубку кинескоп. Работал над созданием электронно-оптических преобразователей, усовершенствовал электронный микроскоп, разрабатывал медицинскую аппаратуру и приборы для научных исследований по биологии.
  3. Сикорский Игорь Иванович (1889-1972), российский и американский авиаконструктор и промышленник. Родился в России, с 1908 строил самолеты, в т. ч. первые в мире 4-моторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1919 эмигрировал в США (в 1923 основал фирму), где под руководством Сикорского созданы пассажирские и военные самолеты и вертолеты.
  4. Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура - сатанизм или богоискательство? — Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/rock/glava2.html
  5. см. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и Религия. // Наука и Религия. — Ростов-на-Дону: Феникс, Троицкое Слово, 2001
  6. Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура - сатанизм или богоискательство? — Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/rock/glava3.html#005
  7. Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура - сатанизм или богоискательство? — Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/rock/glava2.html
  8. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. — Нижний Новгород: Издательство Братства во им. св. князя Александра Невского, 2003, стр. 112
  9. Аскеза // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — электронное издание, 2004
  10. Протоиерей Герасим Шорец. Есть ли Бог? Апологетические статьи. — Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/shorets/shorets.html#002
  11. Владислав Томачинский. Пусть всегда кока-кола. // Вивилонская башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сборник. — Электронная библиотека Саратовской епархии РПЦ,
    http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/babeltower/16.html
  12. там же
  13. Иеромонах Серафим (Роуз). Философия абсурда. // Вивилонская башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сборник. — Электронная библиотека Саратовской епархии РПЦ,
    http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/babeltower/19.html
  14. Владимиров А., Кунин Е. О важности воспитания в детях христианского отношения к миру и своему служению в нем. // Церковь, дети и современный мир. Сборник. — Изд. Московской Патриархии, 2000, стр. 34
 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de