Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 17 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

33
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4340
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 855761

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Порт-Артурская икона Божьей Матери PDF
История Сахалина - Юбилеи 2010 года
Добавил(а) Елена   
17.12.09 15:08

Буду молиться о встрече!

           Множество  в  России   чудотворных  икон,    у каждой  известной  иконы – своя  удивительная и волнующая  биография, достойная   того, чтобы её  знали. И будут непременно  на этом сайте    статьи о  православных  святынях не только нашего Покровского монастыря, но и об иконах, освятивших своим   временным  присутствием   Сахалинскую землю,  Корсаковские   приходы…

               А  сегодня  очень хочется помечтать  об одной встрече,  и очень надеюсь, что эта  мечта станет не только моей, и тогда  молитва о  возможности   встречи  с самой удивительной  русской  иконой 20-го века   на сахалинской  земле  сможет  воплотиться.

              До сих пор  нет уверенности  в том, что жив оригинал  иконы,  которой посвящена эта статья.  Есть   её   списки,  один их которых  очень близок  к нам территориально – находится во Владивостоке.   Можно, конечно,  мечтать и о  поездке  К  иконе, а мне  всё же мечтается о  том, чтобы её встретил наш  остров. Сахалинская земля   эту  встречу  заслужила….
         Удивительна история создания  этой иконы,  еще более  удивительна  её жизнь,  совершенно  потрясающи   и поучительны  для  всего нашего народа  данные  ею уроки.


     Образ Божьей Матери, который  известен под четырьмя именами:  «Порт-Артурская икона Божьей Матери»,  «Торжество Пресвятой Богородицы»,  «Вратарница Дальневосточная»,  Царица Небесная «На двух мечах» -  в центре   этой статьи.

     Необычны вид, сюжет и судьба  иконы: первая из  явленных в России  в 20-м веке  икон, единственная, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом; единственная,  на которой  Богоматерь – воительница,   изображена  попирающей   оружие;  единственная,   посвященная   Дальнему Востоку России;  попавшая на место  своего предназначения  только спустя век;  "увиденная"   в 1903  году  защитником  Севастополя  для   защиты   Порт-Артура,   за несколько месяцев ДО  начала  русско-японской войны;  написанная   на    равнособранные   средства  от  10 000  человек (для того, чтобы не было имущественного разделения  пожертвователей, было разрешено  сдавать на создание иконы только по  5 копеек!);  созданная  в Киево-Печерской Лавре   иконописцем Павлом Федоровичем Штронда, отказавшимся брать  деньги за   написание  Образа. 




     Икона была   создана  в  марте 1904 года,    имела  размер  примерно 124  на 80 см,  изображение Божьей Матери напоминало  Покровское, но в руках Богоматерь держала не омофор, а плат  с Нерукотворным изображением Своего  Сына  -  Христа (известно, что в древние времена образ Нерукотворного Спаса укреплялся на крепостных стенах русских городов, как некий духовный щит),  стояла  Она на  позолоченом (!)  фоне, сияющем над  дальневосточными берегами и попирала ногами  два   сломанных  обоюдоострых меча. Таким   было описание   Образа,  явленного для воплощения  ветерану Крымской войны 1854-1855 гг. – защитнику   Севастополя, бывшему  матросу  - старику Федору.  Не сразу  поверили  его  рассказу о  поручении  Божьей Матери написать и доставить образ в Порт-Артур  для спасения русского воинства   в наступающей  войне.  Войны-то еще и не было.  Когда же   Япония напала на Россию,  вспомнили о приходе  ветерана, разыскали  его,  и  в кратчайшие сроки  икона  родилась,  а эмалированной  вязью по периметру оригинала написали: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

      Дальнейшая история  кажется  невозможной: икона  была  отправлена  в Порт-Артур, но до него  не была доставлена, перевозимая  около  года  по кабинетам, домам,  городам, надолго  «пропадая»   с глаз.  О том, что  икона есть, о том, КАК она важна для защитников крепости, о том, что  ИГНОРИРУЕТСЯ  призыв Божьей Матери, узнавали православные,  недовольству России  не было предела.   Люди пытались передавать  фотокопии,  был создан список, и не один, на некоторых   под ногами  Богоматери оказывался только один меч.  Никак этот Образ не мог  достичь   места  послания.  После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше, доставить подлинную икону взялся один 50-летний офицер – Николай Николаевич Федоров. Его духовник - отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В утешение жителям Владивостока остались  списки  иконы: один - на медной доске, а второй - на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал.

     Однако,  в Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Маньчжурии, т.к.   пока Н.Федоров  был в пути, Порт-Артур был уже сдан и Россия потерпела поражение…

Покидая  Маньчжурию,  генерал повел себя  неприлично-неуважительно:  «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим», - так  написал о случившемся   Иоанн  Кронштадтский

В  мае 1905 –го  Порт-Артурская икона  была привезена   из действующей армии во Владивосток. 

       Для  очень многих  жителей России  губительное поражение  в русско-японской войне, трагедия русского воинства  были напрямую связаны с  непостижимым неуважением, проявленным  некоторыми   военными  чиновниками     к  чувствам верующих, к  заступничеству  Божьей Матери…  Сохранились свидетельства, что икона, проносилась  крестным ходом и  помогла обуздать революционные погромы  во Владивостоке  в 1905г.

        После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы» постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году закрыли, а в 1938 - взорвали. Следы же оригинала  чудесного образа  затерялись…

Судьба этой  удивительной иконы  была  в начале века  известна всей России и переживалась, как личная духовная трагедия и   урок  для всей России. Многим казалось позже, через  12 лет, в 1917-м,  что Матушка, защиты которой  так  жаждала   во все времена наша Родина, отвернулась  от   России  из-за нанесенного  Ей  оскорбления…

      Удивительны и дальнейшие  события, связанные с этим образом.   Есть   свидетельства того,  как   сразу после русско-японской войны  появился запрет на  копирование   Порт-Артурской  иконы Божьей Матери  из-за того, что  «икона по своему начертанию, имеет особенности, не принятые в православной иконописи»,  как спустя  несколько лет после запрета  копирование  вновь было разрешено,  но  -  без упоминания о  10 000 богомольцах…

                И как-то так сложилось, что  икону,  одну из самых  волнующих,  запоминающихся  искусственно отдаляли от  верующих.  Годы советской власти  эту  тенденцию  только закрепили.

 

           Несправедливость всего произошедшего с «Царицей на двух мечах», неисполненность  поручения, данного   Божьей Матерью,  оставались  тяжким  укором  всей России.

      И  случилось – неожидаемое, но  закономерное.  Мы получили  великодушный  шанс  Свыше.

       В 1998 году   «внезапно»   была обретена  пропавшая икона,  появилась надежда, что – оригинал.  Местом обретения стал  Иерусалим.   К сожалению, оказалось, что  явленная икона -  список,  по-видимому,  владивостокский (отличавшийся  заменой золотого фона на  небесно-голубой).  Но  это была  она -  Порт-Артурская Божья Матерь  начала  20 века. Настрадавшаяся  за долгие годы своей оторванности от  России.  

         Игуменья  Иерусалимского  Горнинского женского монастыря и  российские  дипломаты помогли выкупить  икону и  покинуть  ей  израильскую землю.

         И началось   путешествие Образа,  незавершенное    в 1904-м и ставшее   возможным  только   спустя  100 лет. Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященным  100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели.

       В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре.

        С тех пор  Образу служит и поклоняется  Россия, открывая его для   тысяч  и миллионов  людей. Дальневосточные  православные церкви и соборы   заказывают  копии  Порт-Артурской  иконы,  размещают    «Торжество  Пресвятой Богородицы»  на кораблях, в воинских частях,  вверяя  свои  жизни  Заступнице. 

       В мае 2003 г. икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

    По благословению Оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях.

Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине, Крыму, Северному Кавказу.

      В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России. Маршрут этой иконы получился в виде огромного крестного знамения.

      9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве.

           В 2008 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви.  Указание о данном праздновании включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: "16/29 августа. Иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская), 1904". 

      Так что,  в  2009 году  впервые  после 1917 года   чествовалась   Порт-Артурская икона.

       Есть и  другие хорошие новости: в  Екатеринбурге, Владивостоке и некоторых других городах заложены храмы в честь Порт-Артурской иконы

 

        В отсутствие  оригинала,  изо всех   списков (у них есть  отличия – пейзаж, обрамление,  цвет,  и пр. детали)   иконы   Порт-Артурской  Божьей Матери,   которые  сегодня  есть  в России,  несколько - из тех, которые были созданы до 1917 года: во  Владивостоке (та, что нашлась в  Израиле),  в Сергиевом Посаде,  в Далматовском  Свято-Успенском монастыре, в  Троицкой  церкви поселка  Мишкино,  пятый  образ (с лазоревым  фоном) был обретен  в августе 2009 года в храме во имя Сретения Господня Сретенского архиерейского подворья г.Ростова-на-Дону, есть сведения о том, что объявилась еще  одна дореволюционная  копия...  Сколько их еще   будет   узнано? Количество  списков и копий только подтверждает, НАСКОЛЬКО  почитаема и любима была эта  необыкновенная  икона   жителями  России.

       Появляется  всё более   обоснованная  надежда  на то, что  откроется  нам  со временем  и оригинал.  

 

         Такая  икона. Такая история. И  история  её - не окончена...  Есть, о чем  подумать.  И очень хочется  встретиться.

          В  уходящем, 2009 году  исполнилось  105 лет   созданию  Порт-Артурской   иконы Божьей Матери,  в   2010 году   будет  105 лет   завершению  русско-японской войны,  к  которой  наш край имеет  самое  непосредственное отношение.

          В ходе  той далекой русской  военной  трагедии, боевые действия  на территории России  велись    только  на нашем острове; только  здесь  есть боевые захоронения  защитников России 1904-05 годов.   Именно сахалинской землей расплатилась Россия  за  горькое  поражение в войне, которое в том числе  было, как   теперь видится, предопределено   и преступной   небрежностью   к  святыням.

         Как  будет справедливо и правильно, если «Вратарница Дальневосточная» -  Порт-Артурская  икона  Божьей Матери  побывает на  нашей земле.  В 2010-м году.   
         Наверное, надо  обратиться  в епархию  - Владивостокскую или Сахалино-Курильскую…

        Нужна  эта встреча.  И образу, и острову, и всем нам, его  насельникам. 

     Буду молиться о встрече! Помолимся вместе, православные!

                                   

                        Елена  Ращупкина-Лопухина

 

                     При написании  статьи  использованы  и  проанализированы  сведения, полученные  на   различных  православных сайтах.    Заинтересовавшихся  ожидает   огромный   ресурсный  объем.

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de